THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Гражданская война стала временем не только борьбы советской власти за контроль над территорией бывшей Российской империи, но и пятилетием денег-однодневок. В Якутии платежным средством стали винные этикетки, а на территории Узбекистана хождение имели шелковые «банкноты».

В начале XX века Россия столкнулась с рядом кризисов, из-за которых тысячи людей на годы потеряли ориентиры и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. В 1905 году началась первая революция. Первый надлом, который только усиливала мировая война. События развивались стремительно: падение монархии, борьба за власть, усиливающийся идейный раскол в обществе, следующая революция в 1917 году, приход большевиков к власти, смена политического и социального устройства страны и гражданская война, которая длилась до 1922 года. Вооруженные конфликты повсеместно происходили между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями. Самые масштабные формы принимали столкновения между вооруженными формированиями большевиков (Красная гвардия и Красная армия) и вооруженными формированиями Белого движения.

Но гражданская война - это не только «красные», «белые», хозяйственная разруха и экономический кризис. Это период абсолютной неопределенности. По всей стране возникали бесчисленные «временные правительства», пытались утвердить свою власть местные органы самоуправления, часть территорий оккупировали иностранные войска, национальные окраины восставали и провозглашали независимость. Все они хотели узаконить свое существование. Чтобы придать себе вес и легитимность, они не только писали новые законы, но и выпускали собственные денежные знаки. При этом подобные правительства могли прожить от силы месяц, но все же успевали наштамповать собственные деньги.

Купюра как средство агитации

В каталогах, изданных в период с 1917 по 1922 год, находится не менее трех тысяч разновидностей бумажных денежных знаков. Все они существовали в пределах одного государства. Можно представить, в каких условиях оказались люди. Как доверять деньгам, когда на следующий день может смениться власть, а с ней и денежные единицы? Хозяйства рушились, люди нищали и умирали. Иногда умирали не от войны и голода, а от того, что расплачивались не теми деньгами.

Во время гражданской войны деньги использовали не только при купле-продаже. Они были средствами агитации. Генерал Деникин - руководитель одной из белых армий - организовал при своем штабе Осведомительное агентство (ОСВАГ). У этого агентства была одна задача: популяризировать Белое движение. Для этого ОСВАГ наладил выпуск листовок, дискредитирующих советские денежные знаки и новую власть.

Выглядели эти листовки следующим образом: на бумажных банкнотах, выпущенных большевистским правительством, печатали антисоветские тексты. Например, «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!» Или рисовали кукиш и печатали короткие стишки: «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»
В ответ большевики расстреливали тех, у кого находили подобные белогвардейские агитки. Закономерно, что до нашего времени осваговские купюры-листовки дошли в единичных экземплярах. Угроза расстрела заставляла людей уничтожать подобные деньги при первой возможности.

Подробности

Какие лозунги печатали на деньгах
Осведомительное агентство генерала Деникина печатало свои агитки поверх бумажных банкнот, выпущенных большевиками:
  • «Обманули комиссары - кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки».
  • «Деньги для дураков».
  • «Эти деньги - то же, что фальшивые. Оне не признаны ни в России, ни за границей. Комиссары-коммунисты еще раз нагло обманывают васъ. Долой Советскую власть и ее фальшивые деньги».
  • «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!»
  • «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»

Чем обеспечивались деньги-однодневки

Другая проблема была в том, что деньги новых органов власти в большинстве своем ничем не подкреплялись. На денежных знаках писали, что они «обеспечиваются всем достоянием», но это была лишь видимость стоимости. А значит, они были бесполезны. Конечно, предпринимались попытки реально обеспечить деньги-однодневки хоть чем-то. Например, запасами опиума в среднеазиатском Семиречье. В Северо-западной добровольческой армии деньги обеспечивались полковой казной. Бумажные «ассигнации» добровольческих белых армий подкреплялись иностранной валютой. Их финансировали страны Антанты. Например, на территориях, оккупированных англичанами, использовали купюры с пометкой о том, что 1 фунт стерлингов равен 40 рублям по курсу и что обмен происходит без ограничений. Сам выпуск новых денежных знаков тоже давался многим органам власти нелегко. Не было бумаги, не было специального оборудования и не было средств, чтобы оплатить выпуск новых денег.

Банкноты из того, что было под рукой

На многих территориях страны в качестве денежных знаков использовали существовавшие еще при царском правлении фискальные марки. Это непочтовые марки или знаки обязательных сборов, которые использовали, например, при сборе налогов. В Чите местные власти наклеивали эти марки на разноцветные клочки бумаги и запускали их в обращение. В забайкальском поселке Кяхта по указу атамана Семенова использовали уже существующие «керенки». Эти купюры тоже были детищем гражданской войны. Их выпускало Временное правительство. Формально эти деньги были номинированы в золотых рублях, однако в реальности у них не было золотого обеспечения. Свое название они получили от фамилии министра-председателя Временного правительства Керенского. Атаман Семенов использовал двадцатирублевые и сорокарублевые «керенки». Их разрезали на четыре части, приклеивали к цветной бумаге и получали пятирублевые и десятирублевые «семеновки». В Бухарской республике была бумага для печати новых денег, однако не было полиграфической техники. Поэтому знаки, орнамент, номинал и соответствующий текст на бумагу наносили по трафарету малярной краской.

Архангельские деньги получили в народе название «моржовки».
Дело в том, что на двадцати пяти рублевой купюре были изображены северные атрибуты: льды, снега, белые медведи, а также морж.

«Моржовки» из Архангельска

В сентябре 1917 г. в Министерство финансов начали поступать обращения из региональных отделений Госбанка. Они сообщали, что в регионах начался разменный кризис. Купюр крупного номинала становилось все больше, при этом не было достаточного количества денег мелкого достоинства. При мелких расчетах в лавках было невозможно получить сдачу в копейках. Чтобы исправить ситуацию, Государственный банк разрешил распространять в регионах различные денежные суррогаты. Этим разрешением воспользовалось правительство Архангельска. В городе была острая нехватка мелких денег. Появились трудности с выплатой зарплат рабочим. В местном правительстве поняли, что денег хватит еще на один-два месяца, а потом произойдет кризис.

В итоге правительство Архангельска сделало заказ в Петрограде. Там отпечатали деньги стоимостью от пяти до двадцати пяти рублей. При этом они были не полноценными денежными знаками, а квитанциями от Государственного банка. Предполагалось, что их можно будет обменивать в банке на настоящие купюры, как только эти купюры появятся. Большинство выпущенных в Архангельске квитанций подвергли регистрации. Это было необходимо, так как в постановлении Верховного Управления указывалось, что незарегистрированные местные кредитные билеты признаются недействительными. А значит, разменять их в банке на реальные денежные знаки будет невозможно. Несмотря на свою ликвидность, новая «мелочевка» оказалась непопулярна в народе, потому что ее печатали на обычной писчей бумаге, которая быстро изнашивалась.

«Шелковки» из Хорезма


В апреле 1920 года в прежде зависимом от Российской империи Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская народная Советская республика. В том же году ее правительство приняло решение о выпуске собственных денежных знаков. Однако в республике не было ни запасов бумаги, ни полиграфического оборудования. Поэтому деньги стали выпускать на шелковой ткани. Ее в этих краях было в избытке: на территории республики была развита кустарная шелковая промышленность.

Технология изготовления денег на шелке выглядела следующим образом: мастера ткали длинные узкие ленты, потом ручным способом наносили орнаменты на обе стороны. После полоса шелка разрезалась на пятнадцатисантиметровые кусочки, из которых и получались деньги.

Штампы для печати орнамента изготавливали из дерева. Внешне они выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал штамп, обмакивал его в краску и наносил соответствующий рисунок или надпись.

Неаккуратная резка шелковой ленты приводила к тому, что на вертикальных сторонах банкнот появлялась характерная бахрома. Именно эта бахрома стала признаком подлинности «шелковок». Дело в том, что качество шелка, изготавливаемого местными мастерами, было очень высоким. Шелковые банкноты не расползались на отдельные нити даже после того, как проходили через десятки рук. Подделки же приходили в негодность довольно быстро.


Власти Хорезмской народной Советской республики решили, что на купюрах, помимо стандартных элементов, необходимо изобразить герб республики. Но к единому мнению по поводу того, как он будет выглядеть, так и не пришли. В итоге на каждом номинале герб приобретал разный вид.

«Винные» деньги Якутии

В годы Гражданской войны Якутия оказалась в сложных условиях: шла ожесточенная классовая борьба, и постоянно сменялись власти. А люди в это время ощущали острый недостаток легитимных денег.

В 1918 году А. А. Семенов организовал кооператив «Товарищество розничной торговли». Организация занялась выпуском денег-квитанций. Материал для выпуска Семенов нашел на местном складе: это был большой запас этикеток для винных бутылок. В царской России вино разливали в бутылки без этикеток. Этикетки давали покупателю отдельно, как свидетельство качества напитка. Почти все население Якутии в те времена было безграмотным. Надписи, касающиеся названия и качества вина, люди не могли прочитать. Они видели только картинку, печать и номинал. Поэтому найденные этикетки с яркими и хорошо различимыми рисунками отлично подошли на роль денег.

Подлинность этих денежных знаков удостоверялась росписью Семенова и печатью. Так как эти купюры выпускал не Наркомфин, а обычная торговая компания, они не были общеобязательными. Но это как раз тот самый случай, когда частные деньги в силу сложившихся обстоятельств получили широкое обращение на территории Якутии. В 1921 году Семенов стал первым наркомом финансов Якутской республики и выпустил в обращение государственные якутские деньги на 30 млн рублей. После этого «винные» деньги были изъяты из оборота и погашены.


На данный момент найдено всего три экземпляра «винных» денег. 1 рубль изготовлен из этикетки вина мадера, 10 рублей ― из этикетки вина кагор, 25 рублей ― из этикетки портвейна.

Одним из наиболее популярных товаров, провозимых по трассе Великого шелкового пути, являлся шелк, производство которого было освоено в Китае. Там куски шелка еще в глубокой древности использовались в качестве средств платежа. В средневековье китайцы начали печатать денежные знаки на шелковой материи. Их производство продолжалось до ХХ в.: центральные финансовые органы империи Цинь, казначейства городов и провинций, частные банки и торговые фирмы для обеспечения крупных платежей выпускали специальные шелковые ассигнации. Имела шелковые банкноты и Восточно-Туркестанская исламская республика, существовавшая в 1933 – 1934 гг. на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Здесь это тоже была давняя традиция. Так, Махмуд Кашгарский (XI в.) в своем словаре сообщает: “Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати”.

В начале ХХ в. денежные знаки на шелке выпускались на территории Узбекистана – в Хорезме. Тогда зависимым от Российской империи ханством управляли представители династии Инаков из узбекского рода кунграт, которые формально считались самостоятельными: они имели право выпускать свои деньги и содержать собственную армию, которую составляли, в основном, отряды наездников, набранных из нескольких подвластных хивинским ханам туркменских родов, всегда игравших большую роль в политической жизни Хивы. После 1917 г., пользуясь распадом империи, фактическую власть в Хиве захватил вождь туркменского рода йомудов Джунаид Курбан Мамед (1860 – 1938 гг.). В январе 1918 г. он с вооруженным отрядом занял столицу ханства, приказал казнить законного хивинского правителя Асфандияра и посадил на престол в качестве марионетки несовершеннолетнего брата Асфандияра Сейида Абдуллу.

Экономика Хивы в это время находилась в критическом состоянии, и правительство “падишаха Сейид Абдуллы хана” (а фактически хунта Джунаида) провело денежную реформу, главной задачей которой было быстрейшее изъятие у населения звонкой монеты в обмен на кредитные деньги – ассигнации. Так как достаточного количества пригодной для этой цели бумаги в государстве не было, монетный двор Хивы, основанный в первой четверти XIX в. в Куня-Арке, приступил к выпуску денежных знаков крупных номиналов на шелковой материи местного производства.

О технологии изготовления хивинских шелковых ассигнаций сохранилось очень мало сведений. На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные “махры” по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными – в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке – полотне.

Красители употреблялись традиционные: чернильный орешек на листьях фисташкового дерева (бузгун), высушенные соцветия растения Sopsora Japonica (тухмак), кошениль индийского происхождения (сиапар-ранг), марена (руян). Краски готовились на абрикосовом клее (елим).

Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918 – 25.09.1919), имел пять номиналов: 200, 250, 500, 1000 и 2500 тингов. На каждом банкноте по-узбекски арабским шрифтом помещались две надписи: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) по высочайшему указу правительства Хорезма”; “Каждый, кто подделает эту ассигнацию, карается государственным законом”. Надписи сопровождаются пятью круглыми печатями должностных лиц ханства: министра финансов, главного управляющего государственным банком, министра внутренних дел, управляющего государственной казной и кассира государственного банка. Собственные имена чиновников не указаны.

Кроме того, на ассигнациях помещены изображения полумесяца и звезды, проставлены номера банкнот, год выпуска по хиджре и обозначен номинал по-узбекски и по-русски (в последнем случае часто с ошибками в правописании и начертании букв). Размещение перечисленных элементов оформления зависело от номинала и было, очевидно, производным. Тинга (правильно – таньга) старинная местная денежная единица. В Хивинском ханстве в описываемое время 5 таньга приравнивались 1 российскому рублю. На хивинских шелковых ассигнациях второго выпуска указано пять номиналов: 200, 250; 500; 1000 и 2500 тингов с переводом в российскую денежную систему.

В узбекских надписях рубль именуется “манат”, а в остальном банкноты первого и второго выпусков похожи между собой, но второй выпуск датирован 1338 г. хиджры (26.09.1919 – 14.09.1920). Правда, известны шелковки трех низших номиналов второго выпуска с датой 1337.

Наконец, третий выпуск шелковых ассигнаций Хивинского ханства (т.н. “вертикальных”) осуществлен в 1338 г. хиджры и имеет только два номинала – 100 и 250 рублей (без указания эквивалента в таньгах).

По имеющимся данным, при Сейиде Абдулла-хане было выпущено ассигнаций (на шелке и на бумаге) всего на сумму 3 млн рублей. В связи с этим шелковые банкноты всех трех выпусков Хивинского ханства в наше время представляют большую редкость.

В апреле 1920 г. на территории бывшего Хивинского ханства провозгласили Хорезмскую народную советскую республику, которая продолжила практику выпуска собственных денежных знаков на шелковой материи. Они встречаются чаще, чем шелковки Хивинского ханства, так как их эмиссия была обильной (к 24 апреля 1921 г. напечатано ассигнаций на 500 млн рублей).

Существуют шелковые ассигнации ХНСР четырех номиналов: 500, 1000, 2000 и 5000 рублей. Каждая из них имеет три пространные надписи по-узбекски арабским шрифтом: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) Хорезмской народной советской республики”; “Подделка этой ассигнации преследуется по закону революции”; “Эта ассигнация обеспечивается всем имеющимся достоянием государства”.

В элементы оформления входят обозначения номиналов по-узбекски и по-русски, номер банкноты, различного рода разноцветные рамки, даты по хиджре и европейские (кроме экземпляров последнего варианта 5000 рублей), изображение флага, а также герба республики, который в то время не имел четко зафиксированной графической формы и поэтому приобретал на каждом номинале разный вид.

Кроме того, каждая республиканская шелковая ассигнация имеет три подписи по-узбекски арабским шрифтом. Известно два варианта наборов подписей.
Первый из вариантов таков:

“Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)”.

На ранних шелковых ассигнациях республики 1338 г. хиджры (1920 г.) номиналами 500 и 1000 рублей первая и последняя из перечисленных подписей заключалась в фигурные пятиугольные рамки, а позднее все три подписи стали помещаться в рамках прямоугольных. Номиналы 2000 и 5000 рублей известны только с прямоугольными рамками, они датированы 1339 г. хиджры (15.09.1920 – 3.09.1921).

Второй набор подписей в рамки не заключался:

“Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев”.

Этот набор подписей стоит только на номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей в сопровождении европейской даты – 1921 год.

Все шелковые денежные знаки Хорезма имеют значительное число вариантов и по оформлению, и по цвету шелка, что вызвано ручным способом печати. Известный исследователь банкнот В. М. Соколов еще в 1938 г. отметил: “В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности”. Тем не менее в последние годы в разных странах осуществлены серьезные попытки научной классификации этих экзотических денежных знаков.

Несмотря на несовершенство внешнего вида, шелковые деньги завоевали популярность у населения. Когда по постановлению Ташкентской экономической конференции в марте 1923 г. было объявлено об обмене хивинских денежных знаков на бумажные деньги общегосударственного образца, как пишут свидетели, ни одна из шелковых ассигнаций к обмену предъявлена не была. Владельцы оставили эти деньги себе на память. Еще в 40-е – 60-е гг. ХХ в. можно было увидеть в некоторых домах Хивы даже лоскутные одеяла, сшитые из описанных шелковых денежных знаков.

*Все надписи на банкнотах прочитаны и переведены Ирпоном Тухтиевым (Государственный музей истории Узбекистана), за что авторы ему глубоко благодарны.

Литература
1. Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.
2. Махкамова С. К истории ткачества в Средней Азии. Художественная культура Средней Азии IX – XIII вв. Ташкент, 1983.
3. Кожухин М. С. Боны-историографы // Звезда Востока, 1968, №1.
4. Гейер И. И. Туркестан, изд А.Л. Кирснера. Ташкент, 1909.
5. История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.
6. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.
7. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994; Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 – 1994). Киев, 1995; Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 – 1923). Санкт-Петербург, 2005

СУРРОГАТНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОДА БИЛЕФЕЛЬД ИЗ ТКАНЕЙ

Город Билефельд находится в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Билефельд был основан в 1214 году, как резиденция графа Равенсберга . Создавался город для охраны дорог в Тевтобургском лесу. В период средневековья Билефельд был известным центром производства солнечных часов, поэтому этот город называют «солнечный город». В 1866 году Фридрих фон Бодельшвинг основал в Билефельде приют для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи. Название приюта - «Бетель» - заимствовано из иврита и означает «Дом Бога». Возникло поселение с более чем 4 000 больными и здоровыми, которые жили и работали сообща.

Илл.1. Билефельд. 25 марок 1921 год. Аверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

«Город сострадания» владел собственными мастерскими, жилыми домами, общественными учреждениями, собственным электро- и водоснабжением, школами, церквями. По сути это был город в городе. И в настоящее время в городе Билефельд находится, известный медицинский Центр по реабилитации больных с тяжелыми формами психических расстройств и больных эпилепсией .

Согласно историческим данным, в XIII веке половина жителей города были заняты производством льна. И естественно, что в данном городе строились ткацкие фабрики. В XV веке город входил в Ганзейский союз, и стал широко известен, прежде всего, как центр по изготовлению и продажи тканей изо льна .


Илл.2. Билефельд. 25 марок 1921 год. Реверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

В начале XIX века Германия воевала с Наполеоном Бонапартом и город Билефельд это тоже коснулось. Наполеон был в Билефельде в 1812 году. А чуть более чем через 100 лет, после Первой мировой войны в Германии разразился страшный экономический кризис. Очень интересное описание этого кризиса, а точнее жизнь конкретных людей в период этого кризиса описано в произведении Эриха Марии Ремарк «Чёрный обелиск». В период этого кризиса многие города Германии стали выпускать свои суррогатные деньги - нотгельды. Их делали из цинка, алюминия, алюминиевой фольги, бумаги, льна, шелка, кожи, дерева, фарфора, угля, хлопка, целлюлозы, желатина и др. материалов .

Лён и шёлк в 20-ые годы ХХ века был достаточно доступным в Билефельде, и поэтому эти материалы стали использоваться для изготовления нотгельдов (илл. 1, 2, 3, 4). Бургомистром города в тот период был Рудольф Штапенхорст.

В России более известны деньги на шёлке Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Кстати, они выпускались в 1920 - 1921 годах, в тот же период, как и эти нотгельды города Билефельда. Хорезмские деньги на шёлке называют «шелковки» (шелковые деньги), «хивинки» .

Нотгельды в Германии имели различные рисунки от библейских до изображений солдат и пейзажей. Удивительно, но в период этого кризиса Арнольд Келлер стал коллекционировать эти нотгельды. Более того он написал более 70 книг по нотгельдам. И его книги переиздаются в настоящее время . Конечно нотгельды города Билефельда, имели разные рисунки. На нотгельде (илл. 3, 4) изображение периода наполеоновских войн. Исход Наполеона из Германии в Париж был в 1814 году. И ознакомившись с историей города, нам становится понятным и обоснованным сюжет чудодейственного исцеления инвалидов на нотгельде из шёлка (илл. 1,2).


Илл. 3. Билефельд. 25 марок. Аверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.


Илл. 4. Билефельд. 25 марок. Реверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.

Эти нотгельды имеют неточные размеры и форму. Рисунок печатался на одной стороне ткани, потом две стороны с разным рисунком сшивались. На иллюстрациях отчётливо видны швы по краю бон.

Нотгельды из шёлка и льна, представляют интерес для коллекционеров-бонистов. А также интересны обычным людям с исторической точки зрения.

Источники информации:

1. Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 - 1923). Санкт-Петербург, 2005.

2. Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 - 1994). Киев, 1995.

3. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

4. Arnold Keller Deutsches Notgeld, Bände 7 & 8 Das Notgeld der deutschen Inflation 1923. H.Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, Regenstauf, 2004.

5. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994.

6. Энциклопедия Википедия -

Натуральный шёлк — один из самых дорогостоящих материалов. Благородные полотна, несмотря на высокую цену, становятся выбором многих модниц. Шёлковые вещи не походят на «собратьев», они выглядят дорого, изысканно и шикарно. Приобрести готовое изделие высокого качества, которое бы соответствовало особенностям фигуры и личностным вкусовым предпочтениям, нелегко.

Если же госпожа удача на стороне покупателя, то стоимость заставляет сердце биться быстрее. Далеко не каждый готов отдать десятки тысяч рублей, поэтому ценители шёлка нередко пользуются услугами специалистов ателье.

Обратившись к швее, можно убить сразу четырёх зайцев:

  1. Стать обладателем вещи мечты.
  2. Получить эксклюзивное изделие, скрывающее недостатки и подчёркивающее прелести фигуры.
  3. Быть уверенным в натуральности ткани.
  4. Сэкономить приличную сумму.
Пункт № 3 остаётся под вопросом. Почему? На рынке всегда найдётся продавец, который выдаёт высококачественную синтетику за шёлковую ткань . Как разоблачить шарлатана и не попасться на его крючок? Давайте разберёмся.

Виды шёлка и признаки натуральности

Благородный и изысканный материал родом из Китая бывает лёгким и невесомым, слегка плотным и невероятно блестящим, шероховатым и волнистым. Технологии по производству шёлка идут вперёд.

Прогресс невозможно не заметить. На тканевом рынке существует масса разновидностей шёлка, среди них:

  • шифон;
  • бархат;
  • батист;
  • дюшес;
  • креп;
  • вуаль;
  • матлассе;
  • муслин;
  • парча;
  • тафта;
  • чесуча и др.
Немало разновидностей ткани из перечисленного списка бывают не только шёлковыми. К примеру, рынок переполнен шифоном из полиэстера. Упомянутые ткани можно отнести в шёлковой группе, если в их основе лежат соответствующие натуральные волокна. К одному из самых дорогих относят гладкокрашеный материал. Для его производства отбирают только лучшие коконы тутового шелкопряда. Именно эти гусеницы вьют высококачественные длинные нити, отличающиеся целостностью. Материя из такого сырья получается одновременно тонкой и невероятно прочной.

Могут ли синтетические аналоги походить на шёлк? Безусловно, но ценитель натурального полотна сразу определит подделку. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно покупать только у проверенных продавцов, которые дорожат репутацией.

Итак, при анализе материала учитывайте следующие факторы:

  1. Цена. Шёлк никогда не будет стоить копейки. Стоимость изысканных полотен, как правило, начинается от 3 тыс. рублей.
  2. Тактильные ощущения. Натуральные полотна невероятно приятные на ощупь, струящиеся, нежные и лёгкие. Кажется, что ткань стекает с рук. Искусственные аналоги, в свою очередь, отличаются жёсткостью и холодом.
  3. Термические свойства. Шёлк уникален! Да- да, он не походит на другие натуральные полотна, так как мгновенно адаптируется к температуре тела человека.
  4. Гигроскопичность. Шёлк пропускает воздух, а синтетика — нет.
  5. Блеск. Как сияет благородное полотно? Естественно, легко и приглушённо. Подделка, в свою очередь, переливается так, что впору ослепнуть.
  6. Внешний вид срезов. Что произойдёт с подделкой после разреза? Края ткани начнут сильно сыпаться. Шёлковые волокна отлично держаться между собой благодаря технологии плотного переплетения.
Глубокий анализ позволит купить материал высокого качества, избежав разочарований.

Доверяй, но проверяй!

Сомневаетесь в том, что сможете по внешнему виду и прощупыванию убедиться в натуральности шёлка? Проведите небольшой эксперимент. Добросовестный продавец не возразит, ведь заинтересован в продаже товара. Попросите его отделить от материала тонкую ниточку для проведения эксперимента.

Вам также понадобится зажигалка. Подожгите нитку, оцените вид и запах. Натуральные волокна будут гореть, а искусственные — плавиться. Первые пахнут, как жжёный человеческий волос либо шерсть, вторые — пластмассой. Шёлковая нить сгорит дотла, оставив после себя пепел, а синтетическая — скрутится в комок.

Как видите, всё просто! Теперь вы сможете купить 100% шёлк и не сомневаться в его натуральности.

Настроение сейчас - Грустное


О моём блоге.



  1. Я-коллекционер и я точно знаю, что у многих людей,

  2. у большинства коллекционеров и не обязательно коллекционеров,

  3. есть, наверное, какие-нибудь оригинальные или уникальные

  4. или прикольные вещи, на которых посмотришь и удивляешься:

  5. откуда это? что это? как так получилось? не может быть!!!--

  6. -- в-общем заставляющие задуматься.


  7. предметов и видов коллекционирования, т.е. это может быть и

  8. уникальная монета,и значок, и орден, и какое-нибудь знамя,

  9. и печать, и штамп, и марка, и книга, и пуговица и т.д. и т.п.

  10. - ведь несть числа предметам и видам коллекционирования и

  11. несть числа событиям происходящим вокруг этих предметов!!!

  12. У каждого есть ЧТО-ТО, о чём он может рассказать ЧТО-НИБУДЬ!

  13. И, по-моему глубокому убеждению, надо об этом рассказывать.

  14. Ведь эти предметы- немые свидетели Истории Человечества!

  15. Я сейчас обратил внимание на номер строки на котором остановился.

  16. 17-строка!! ! Ведь я хочу рассказать о событиях, происходящих

после 17-го года прошлого века! Случайно ли это? Конечно, случайно!

Но мог и намеренно подвести к этой строке- ведь это так просто:

убавить или прибавить несколько слов и всё изменится!

Иногда, оказывается, можно добавить несколько точек, чтобы всё


изменилось и самое главное, чтобы изменился весь смысл написанного!

Именно о таком случае я хочу рассказать в 1-й части своего блога,

блога, которого хочу завести и назвать: "Мои раритеты".

Речь пойдёт про знамёна ХССР (Хорезмская Советская

Социалистическая Республика )- республики, которая


просуществовала всего неполных 4 года с 1920-1924гг.

Напомню лишь будущему читателю что есть специальная

историческая дисциплина, которая называется "вексиллология"

и которая занимается изучением флагов и знамён.

Отличительной чертой флагов и знамён является то

обстоятельство,что флаги - это изделия массового производства,

а знамя - это единичное изделие! Итак:

1. Знамёна ХССР (1920-1924гг)

Это знамя приобрёл лет 40 назад будучи в командировке в Москве

мой друг старый хорезмский коллекционер Ростислав Чернявский

(царствие ему небесное!) - и по приезде обратно в Ургенч

показал мне чтобы похвастаться - ну как это обычно бывает

среди коллекционеров когда им в руки попадает не совсем

обычная вещь.

Оказывается он обменял эту вещь на 20 штук шелковых денег

ХССР (в то время за них давали хорошие деньги - да и сейчас

дают совсем неплохие - 500$ за каждую штуку!)

Я до сих пор помню эту нашу встречу - она кончилась крупной

ссорой и перепалкой и мы после этого целый год не

разговаривали друг с другом. Дело в том что 10 штук шелковок

из 20 были моими и он не мог ими распоряжаться без моего

согласия --ведь я их дал, чтобы он продал и принёс мне деньги.

И во-вторых... Вот в этом во-вторых и была загвоздка и причина

нашей вскоре разразившейся ссоры. Сначала всё было хорошо -

он мне сказал, что не смог за хорошую цену продать наши

шелковки- времени было в обрез, а тут ему предложили обменять

тряпочки на одну большую тряпку и он согласился, так как счёл,

что эта большая тряпка то бишь знамя - оригинальной

и уникальной исторической ценностью, а мне вместо 10 штук

отдаст 12 шелковок или любой другой обмен какой я пожелаю

(а ему было что предложить и на что я глаз положил и он знал

об этом - ему всегда везло на уникальные вещи!). Я согласился

и мы начали обмывать его приезд и его новое приобретение и

заодно начали осматривать это самое приобретение. Вот тут-то

и случилось!!! При первом же взгляде на надпись мне бросилась

в глаза первая буква и я понял скрытый смысл верхней строки

надписи на знамени. Ведь я же хорезмиец!

Какая трактовка знаменитого лозунга коммунизма! Какой прикол!

Это был настоящий прикол! Всем приколам прикол!!!

И я сказал Чернявскому:" Ростик, родной ты мой, ты что принёс?

Ты знаешь что тебе подсунули москвичи? Это же антисоветчина!"

Чернявский вскинулся: "Где ты видишь антисоветчину? Везде

тебе антисоветчина мерещится и это потому что в тебе глубоко

сидит сталинское наследие и ты сидишь и всё время дрожишь."

Тут уж вскинулся я: "Да ты прочти что там написано

и внимательно прочти, особенно,верхнюю дугообразную строку,

ты же знаешь арабскую графику

- точка есть, точки нет, меняется буква, меняется смысл.

"Да всё нормально там написано, - ответил Чернявский - я уже

давно прочитал, обычная стандартная надпись: "Пролетарии

всех стран,соединяйтесь!" Так пишется и сейчас на всех

флагах и знамёнах. Причём тут антисоветчина?"

"Прочитай, пожалуйста, вслух, что там написано - попросил я

настойчиво - и читай побуквенно."

И Чернявский раздраженно начал бубнить:

"Б-и-р-л-а-ш-н-г-и-з б-у-т-у-н д-у-н-й-а м-е-х-н-а-т-к-а-ш-л-а-р-и."

"Да посмотри ты внимательно на первую букву, разуй глаза пошире,

- уже раздражаюсь я - там внизу стоят три точки,

и это уже не буква "Б", как ты только что прочёл, а буква "П" и

вместе это получается не "бирлашингиз", а "пирлашингиз" и

здесь, именно зарыта собака и очень большая собака, а потом

Ростик, дорогой ты мой, где ты видишь слово "пролетарии"?

Слово "мехнаткашлар" имеет только одно значение "трудящиеся",

так что если фразу вместе перевести,

то получится, извини меня: Трудящиеся всего мира, обосритесь!!!

Чернявский вылупил на меня глаза: Что ошибки быть не может?

"Ростик, ты же знаешь, под буквой "Б" должна стоять только одна

точка, а здесь поставили даже не одну, не две а целых три - и этим

самым хотят подчеркнуть что это именно буква "п",

а не какая-нибудь другая, и это осознанная акция, понимаешь???

/В арабской графике можно недопоставить точки, это имеет место

Сплошь и рядом на старых монетах, на старых документах,

Рукописях и т.д. Из-за этого академики-востоковеды постоянно

Спорят друг с другом, один говорит надо читать так, другой

То этим самым идёт конкретизация буквы, т. е. читай так и

Никак иначе./

Чернявский сидел и мрачно глядел на пустые бутылки:

"Принеси, пожалуйста, ещё пару штук, а то голова что-то

Не варит, а я до этого посмотрю словари и подумаю."

"Хорошо, - сказал я - но ты,пожалуйста, глупостей не делай, а то

я знаю тебя, большевика, и большевицкие твои замашки, не рви

знамя, знамя не виновато, для чего-то его бог сохранил же

столько времени, а потом сам знаешь, восток - дело тонкое,

может быть, действительно, есть другой смысл; смотри

слово "пирлашингиз" в словаре, со словом "пролетарии" -

всё понятно - такого понятия в узбекском языке в то время не

существовало.Так что прошу тебя не рви знамя,

сейчас я быстро схожу к сторожу в магазин."

"Хватит тебе каркать, я ещё не дошёл до такого

состояния, всё будет нормально, иди" - сказал Чернявский и

начал рыться в книжном шкафу. Я быстро сходил в магазин и

вернулся обратно. Смотрю Чернявский довольный такой,

глаза сияют,а перед ним раскрытая книга...

"Давай наливай, за это стоит выпить, я тут нашёл ещё два

Значения слова "пирлашингиз" - первое, это

"станьте богатыми", и второе, это "станьте святыми " . Второе,

конечно, отбрасываем и в свете первого надпись на знамени

означает: "Трудящиеся всего мира, обогащайтесь!" - и, победно

смотрит на меня. Что делать? Восток - дело тонкое. В-общем

сели и выпили - налили и опять выпили. Потом я говорю:

"Ростик, пожалуйста, не обижайся и теперь посмотри нижнюю

часть надписи." Чернявский, чувствуя подвох с моей стороны,

раздраженно бросил взгляд на знамя и сказал: " Что ты там ещё

нашёл? Сам читай и говори."

"Тут написано - йашасун данглик ва адолат- то есть -

да здравствует равенство и справедливость. Видишь ли,

слово "данглик" (равенство)- это чисто хорезмийский

диалект узбекского языка - в литературном оно передаётся

в форме "тенглик", так что весь текст мы должны рассматривать

именно в хорезмийском ключе, и так как сам объединяющий

литературный узбекский язык появился после 1924 года то

есть после появления новообразованной УзССР, то опять же всё

написанное на этом знамени мы должны рассматривать именно

через призму хорезмийского языка, а в хорезмийском языке

слово "пирлашингиз" никогда не употреблялся в значении

"обогащайтесь", да и смешно и наивно желать всем нищим

обогощаться, если, конечно, это не сделать с большой иронией

и сарказмом, но ещё раз повторяю, извини меня,

"пирлаш" по-хорезмийски обозначает только одно, извини,

"обосраться", есть ещё одно значение - "пир-пир" - это исходить

животом у младенца (понос), но это то же самое;


может быть, именно это и имелось в виду, ведь коммунизм в то

время был действительно в младенческом возрасте. Так что

в любом случае, Ростик,ты эту вещь не можешь ни продать,

ни обменять, ни похвастаться перед кем-нибудь - а то

пойдёшь тропою отца в Сибирь-матушку лес валить."

Зря, конечно, сказал про тропу его отца, так как после моей

тирады Чернявский вскочил, взял знамя, бросил на пол

и давай его топтать и весь багровый начал кричать:

"Кость ты белая! Причём тут мой отец?

Его Хрущёв реабилитировал! Порву нахрен это знамя --это дело

рук младохивинцев - твоих родичей. Сталин правильно делал,

что расстреливал их, надо было их ещё больше расстрелять!

И сейчас одни контры и везде одно жульё! И тебя надо к стенке

поставить! Ходишь тут - точки лишние находишь!"


Ещё что-то кричал Чернявский и пытался знамя порвать, но я

остановил его, взывая к его коллекционерским

чувствам и что он не фашист же в конце концов чтобы

уничтожать культурное наследие и тут же добавил, что я купил

не 2 штуки, а на всякий случай 4 штуки и поставил на стол ещё

2 бутылки портвейна нр 24- это было лучшее вино того времени!

Тогда Чернявский бросил знамя

к моим ногам и сказал, что он дарит его мне и чтобы я

свои крёбанные шелковки тоже у него не требовал бы и что

он со мной в расчёте и чтобы я куда-то ушёл подальше и на

глаза его больше и лучше не попадался бы. Так мы с ним

поссорились и целый год после этого не виделись.

Но потом, думая, чем чёрт не шутит, может, действительно

там ошибка случилась, я уже целенаправленно стал

искать такую же надпись на монетах, на бумажных деньгах,

на печатях, в-общкм на всём где она может быть.

И наконец-то, через 7 лет нашёл! И опять на знамени!

Только другого назората (министерства) - назората

Верховного Суда Республики! А первое было знаменем

назората Юстиции! Во как надо издеваться!


Ещё через некоторое время умер Чернявский - сердце

честного коммуниста не выдержало перестроечных перемен.

Перед этим он вызвал меня к себе и мы, как обычно выпили, и

за гласность тоже выпили, и сказал он тогда грустным голосом,

что пролетариат действительно обосрался, и что я теперь

спокойно могу продать свои знамёна, ничего и никого не

боясь. Чернявский был честным коммунистом, но с "правым

уклоном", и поэтому он не был в официальных рядах партии

и на его могиле не было больших номенклатурных коммунистов

т.е. тех, которых он называл ВОРАМИ В ЗАКОНЕ ибо они

находясь у власти и прикрываясь неприкосновенностью

депутатов воровали миллионами, а не те, которых поймали

и сидели в тюрьмах и в силу своих особенностях характера

и остроты ума были прозваны ВОРАМИ В ЗАКОНЕ в противовес

официальным ВОРАМ, которых Закон ЗАЩИЩАЛ!!!

На его могиле было только три алкаша - одного из них звали

"Маяковским",так как он когда выпьет,всегда читал Маяковского;

другого звали "Есениным", так как он, когда выпьет, всегда

читал только Есенина, а третьего звали "Долларом"

- про третьего не будем вдаваться.

Первый прочёл про "серпастый и молоткастый", как будто

чувствовал, что этот самый "серпастый и молоткастый"

вскоре тоже исчезнет навсегда;

второй прочёл про какую-то одинокую берёзку, не то серебром

покрытою- не то золотом, хотя он в жизни не видел

этой самой берёзки, а видел только каракумские пески,саксаул

и ящерицы вокруг; а третий алкаш тоже что-то

прочёл, кажется, хутбу про доллар и мировой капитализм...

P.S. Вставляю:

Вставка 1-

фото обоих знамён и отдельно фрагменты с тремя точками.

Вставка 2-

Шёлковые деньги Хорезма

Вставка 3-

Бумажные деньги Хорезма

Вставка 4-

Хорезмийский "пролетарий"!!!----

видеофрагмент с моим внуком, который наглядно объясняет

что такое делать "пр-пр" по-хорезмийски!

Вставка 5-

песню Ю.Алешковского "Товарищ Сталин" в исполнении

В.Высоцкого- так как эту песню любили слушать и Чернявский

и упомянутые мной "алкаши"-- "Маяковский" и "Есенин"- так как

они тоже вскоре отошли в мир иной- царствие им всем небесное!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама