THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дети любят познавать мир, и требуют внимания каждую минуту. Но что делать, если мама занята домашними делами, а папа на работе? Чем занять ребенка в 3 года? Ведь занятия должны быть полезные и развивать память, внимание, моторику.

«Нет» долгому просмотру мультфильмов

Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений».

И действительно, гаджеты с каждым годом уверенно превращаются в злейших врагов. Дети часами сидят перед телевизором или компьютером, смотрят мультфильмы и различные «полезные» передачи. К чему это приводит? Зрение ухудшается, отсутствуют навыки общения со сверстниками, логика, внимание и память не развивается.

Наталья, мама Вероники 3,5 года: «На осмотре у окулиста перед походом в детский сад в 2,5 года отклонений не было. А на осмотре в 3,5 выяснилось, что зрение ухудшается. Врач запретила играть на телефоне и планшете, а телевизор только 15 минут в день!»

Чем занять ребенка в 3 года дома?

Ребенок постоянно хочет что-то делать, но родители не могут развлекать его каждую минуту. Часто необходимо чем-то отвлечь малыша, чтобы сделать срочную работу по дому.

Помогут правильно подобранные игры, развивают логическое мышление, наблюдательность, фантазию и память.

Занятия, которые принесут пользу:

Поиск нужной игрушки

Попросите найти 2 зайчиков, мячик, барабан. Высока вероятность, что малыш увлечется просмотром своих сокровищ, и некоторое время будет развлекать себя сам.

Игрушечные прятки

Спрячьте в доме любимую игрушку или сладость. Скажите: «Давай поиграем в пиратов! Где-то в доме зарыт настоящий клад – твои любимые шоколадные конфеты. Начни искать в спальне, вдруг они там?»

Развиваем мелкую моторику рук

Ребенок 3-х лет вполне может помогать на кухне. Готовите что-то из теста? Дайте малышу кусочек. Пусть лепит пирожки делает фигурки различных животных. Такое занятие отлично развивает речь, логическое мышление.

Насыпьте в глубокую кастрюлю крупные макароны, фасоль, горох, перемешайте. Скажите: «Я хочу приготовить на обед макароны, но у меня все смешалось в одну кучу. Выбери мне одни только макароны, и положи их в эту тарелку». Работу на кухне можно превратить в веселую игру, стоит лишь проявить немного фантазии.



Помощь по дому

Гладите белье? Попросите сына или дочку аккуратно сложить свои вещи или выбрать из горы белья свои колготы, белье, свитер. Трехлетний ребенок запросто сможет вытереть пыль с поверхностей, подмести крупный сор с пола– действительно помочь убрать дом.

Ролевые игры

Скажите, что любимая игрушка заболела. Пусть укладывает ее спать, лечит (например, делает холодные компрессы). В зависимости от характера и предпочтений малыша, можно предложить ему сделать кукле прическу, починить машину, приготовить обед для зверей.

Безопасный футбол

Воздушный шар – отличный аналог футбольного мяча, но не такой тяжелый и безопасный для шкафов и стекла. Пусть малыш с удовольствием попинает его в ворота, которыми может стать дверной проем.

Танцы

Включите музыку, дайте малышу шарф или ленту. Пусть танцует!

«Пещера»

Обычный стол накройте одеялом, под стол наложите игрушек и подушек. Ребенок захочет провести в своем убежище не одну минуту!

Ирина, мама 3-летнего Саши: «У Саши есть игрушечная палатка, но его любимая игра, когда я накрываю одеялом сушилку для белья и даю ему игрушки и фонарик. Он там сидит минимум полчаса, играет».

Делаем поделки

Из подручных средств можно сделать настоящие шедевры. Ребенку будет интересно творить, а мама сможет спокойно заниматься своими делами.

«Подарок»

Обычную рюмку (стакан, стеклянную или пластиковую бутылку) покрыть тонким слоем клея ПВА и предложить маленькому художнику сделать подарок папе (бабушке, сестре). Положите рядом немного риса, гречки, кофейных зерен, горох, и покажите, как сделать красивую вазу, например.

Вырезаем

Дайте ребенку ненужный журнал и специальные ножницы с закругленными концами, пусть вырезает понравившиеся машинки или платья. А потом вы вместе сделаете коллаж из этих изображений и подарите папе или бабушке.

Аппликации

Приготовьте цветную бумагу, ножницы, клей, картон. Пусть ребенок вырезает из цветной бумаги фигурки, делает аппликации.

Лепка из пластилина

Пластилин – незаменимый помощник. Просто дайте его малышу. Он будет отрывать по кусочку, резать его ножом, лепить.


Кинетический песок

Игры с кинетическим или живым песком способны занять 3-летнего ребенка очень надолго. Такой песок специально разработан для использования дома: он не пачкается и рассыпается. А польза для развития мелкой моторики и воображения колоссальная.

Чем занять ребенка в 3 года на улице?

Салки

Это прекрасная старинная игра. Идеально, конечно, если у ребенка будет партнер для бега, но можно поиграть и в одиночку. Предложите малышу добежать сначала до большого камня, потом до забора (дерева, лужи, кошки).

Песочница

Песочница на улице – настоящее спасение для родителей. Дайте ребенку различные формы (например, пустые пластиковые банки), и пусть он лепит куличи, строит замок или дорогу.


Игра в мяч

Мяч – еще один верный помощник для активных игр на свежем воздухе. Почему бы не поиграть в футбол, «Выбивного»?

Коллекция

Сделать уникальную коллекцию своими руками. Разрешите ребенку собирать опавшие листья, ветки, камни, и складывать эти богатства в коробку или пакет.

Рассматриваем облака

Если погода позволяет, можно сесть на лавочку возле дома и смотреть на облака. Объясните, что это такое, почему они появляются. Поинтересуйтесь, на что похоже то или иное облако, сочините интересный рассказ, например, «Куда уходят тучи?». Эта игра отлично развивает воображение!

«Кто как ходит?»

Пусть ребенок демонстрирует, как летит самолет, прыгает заяц, идет косолапый мишка.

Чем занять ребенка в 3 года на даче?

Главное условия полезного времяпровождения на даче – не сидеть взаперти, а гулять на свежем воздухе.

Корыто или надувной бассейн

Это беспроигрышный вариант. Погода солнечная и теплая? Налейте воды, и пусть ребенок плескается хоть до вечера.

Поливаем

Дайте малышу небольшую лейку, рядом поставьте ведро с водой. Пусть помогает – поливает растения.

Воздушный змей

Если погода достаточно ветреная и рядом нет высоких деревьев, запустите воздушного змея.


Рисование мелками

Если на даче есть асфальт или дорожки в саду выложены плитами, разрешите ребенку рисовать мелом на асфальте. А после вместе смойте творчество при помощи лейки.

Рисование на свежем воздухе

Расстелите на земле старую белую скатерть или обои, и объявите «День творчества без границ!». Выдайте малышу краски, фломастеры, ручки. Желательно, чтобы на ребенке было минимум одежды, чтобы его потом было легче отмыть.

Бумажные кораблики

Сделайте несколько бумажных корабликов, пусть ребенок запускает их в воде.


Красим забор

Дайте ребенку обычную малярную кисть и ведро с водой. У него сегодня есть важное задание – покрасить забор или все деревья на участке. Вода будет делать старую краску ярче, правда, ненадолго.

Соорудите огородное пугало

Возьмите 2 толстые палки (это будет туловище и руки), голову сделайте из мешка, набитого соломой. Попросите юного художника нарисовать глазки, ротик, волосы.

Костер

Почему бы не развести костер, сжечь огородный мусор? Трехлетний ребенок может собирать ветки для костра.

Обязательно объясните, что такое огонь, и какой вред он может принести. Ребенок должен оставаться в поле зрения!

Вечером можно испечь на костре картошку, слушать звуки природы и следить за звездами.

Занятия в детском саду

В детском саду делают аппликации, читают сказки, играют в ролевые игры. Педагог должен иметь в арсенале дюжину развлечений, которые займут детей в группе и на улице. Если же ребенку нечем заняться, начинаются слезы, крики, драки, отбирание игрушек.

Игры с мячом

Подвижные игры с мячом прекрасно развивают координацию, ловкость. Сыграем в «Съедобное-несъедобное?»


Игры на земле

Дети любят ковыряться в земле. Почему бы во время прогулки не пересадить цветы? Можно еще поискать жуков, червей, бабочек, попутно рассказывая о пользе насекомых

«Поймай, если сможешь»

Трое самых ловких малышей при помощи рук делают круг, и ловят им остальных ребят.

«Ловись, рыбка»

Дети встают в круг, в центре один ведущий с толстой веревкой в руках. Задача ведущего постараться коснуться ног других игроков. Дети же подпрыгивают, чтобы веревка их не задела.

«Попади»

Воспитатель выкапывает в земле небольшие ямки, на расстояние около метра друг от друга. Задача детей – по очереди кидать в ямки камешки, стараясь попасть прямо в цель.

«Море волнуется раз»

Веселая и очень полезная игра, развивающая внимание. Ведущий проговаривает всеми любимую считалочку, и после слова «Замри» остальные игроки должны изобразить что-то, связанное с морем, например. Это может быть чайка, рыба, якорь, корабль. Ведущий подходит к каждому отдельному игроку, «включает» его. Тот начинает показывать свою фигуру, а ведущий пытается отгадать, что же это.

Дети в машине. Чем занять?

В жизни часто случается необходимость отправиться в длительное путешествие на машине - поездка к морю, на дачу, в гости. Ребенок начинает скучать, капризничать, едва машина проехала километр пути. Что же делать? Играть!

«Посмотри в окно»

Кто быстрее найдет красную машину, зеленый куст, желтую крышу? Увидели? Громко произносим «Есть!»

Просто смотрим в окно и называем увиденные объекты.

Посчитаем

Наблюдаем за облаками

Скажите: «Я вижу облако, оно похоже на лебедя. А что ты видишь?»

Мешок с сюрпризами

Заранее положите в обычный пакет различные предметы – пуговицы, игрушки, карандаши. Попросите ребенка угадать, что там, внутри. Можно дать подсказку: «В этом пакете лежит что-то мягкое, красного цвета, ты на него нажимаешь, он начинает издавать звуки». Трехлетний ребенок быстро сообразит, что это его курочка!


Игры в слова

Например, вы говорите: «Это Настя», ребенок продолжает «Настя любит конфеты» и т.д. Говорить можно что угодно, главное, чтобы предложение было коротким.

Игра «Да или нет»

Вы утверждаете «Кот гавкает», «У тебя 4 ножки», «Наша машина синего цвета», ребенок дает ответ: «Да или нет». 3-летний ребенок быстро поймет суть игры и сам станет выдумывать смешные небылицы.

Пойте песни

Читайте наизусть стихи, рассказывайте сказки, пойте любимые песенки.


Что полезного может сделать ребенок в поезде?

Ребенку 3- х лет предстоит провести несколько часов в поезде? Чтобы время пролетело незаметно, важно заранее придумать увлекательные игры.

Игра с зеркалом

Дайте малышу небольшое зеркало, пусть ловит солнечных зайчиков, строит рожицы, выполняет ваши задания (закрыть правый глаз, высунуть язык).

Рисование

Альбомы для рисования, раскраски, фломастеры, наклейки, магнитные доски, раскраски способны надолго занять 3-летнего ребенка.


Волшебный мешок

Перед поездкой сшейте самый обычный мешок из старой простыни, и наполнить его сокровищами – лентами, дешевой бижутерией, липучками, шнурками, коробочками. Предложите ребенку посмотреть, что внутри.

Театр теней

Не забудьте фонарик, устройте в пути театр теней. В продаже имеются специальные детские фонарики-проекторы с интересными картинками.


Уборка

Дайте ребенку влажную салфетку и попросите вытереть стол, сидения, двери.

Прятки

Спрячьте любимую игрушку малыша, пусть ищет. Игра в прятки – одна из самых увлекательных.

Летим на самолете!

Первые места боковых рядов – идеальный вариант для полета с 3-летним ребенком. У него будет больше места, он сможет вставать, прыгать. Чем же занять трехлетнего ребенка в самолете?

Внимательно рассмотрите все вокруг, разрешите потрогать, пройдитесь по салону. Ребенку важно понять, что обстановка спокойна, и ничего страшного не произойдет.

Познакомьтесь с подушкой, сиденьем, ремнем, иллюминатором.

Открывать и ставить на место стол – счастье для каждого трехлетки. Проследите только, чтобы он не прищемил палец.

Пазлы

Приобретите заранее магнитные пазлы. Они специально созданы для такого путешествия, и не растеряются по салону самолета.

Игры в дорогу

Сейчас в продаже много специальных игр в дорогу. В машине их использовать не рекомендуется, а в самолете глазки не устанут. В комплект входят карточки с заданиями для развития логического и творческого мышления.


Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, потешки («Сорока-ворона кашу варила» или «Идет коза рогатая») успокаивают, поднимают настроение.

Новая игрушка

Это беспроигрышный вариант. Конструктор, пазл, книга с яркими картинками способна занять непоседу на длительное время.

Рвем газеты

Запаситесь газетами или старыми журналами и большим пакетом. Их будет интересно рвать или комкать, и складывать в импровизированный мешок.

Далеко не всегда календарный возраст соответствует психологическому развитию ребенка. Если малыш не умеет держать фломастеры в руке, ест пластилин или рассыпает по кухне крупы, возможно, эти игры ему еще под силу. Он обязательно освоит и их, но только чуть позже.
Также стоит проследить, чтобы во время путешествия на машине малыш не мешал водителю (например, при игре с тем же фонариком), а в поезде и самолете – остальным пассажирам.


Читайте далее:

Видео по теме

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.

Вашему малышу исполнилось 3 года. Он уже многому научился и продолжает развиваться и познавать окружающий мир. Каких успехов должен добиться ребенок к трехлетнему возрасту и чему ему еще необходимо научиться? Как вести себя с маленьким человечком, который уже считает себя совсем взрослым?

Физиологические параметры ребенка 3-х лет

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Средний рост, см 94-99 93,5 – 98
Средний вес, кг 13,8-16,3 13,6 – 16,1
Окружность груди, см 50,5- 55 49,7 – 54

Данные таблицы имеют усредненные значения, поэтому не стоит расстраиваться, если у вашего крохи другие параметры.

Продукты, необходимые для нормального развития малыша в 3 года

Ежедневно в рацион трехлетнего ребенка должен состоять из таких продуктов, как:

  1. Нежирное мясо животных или птиц — от 80 до 100 грамм.
  2. Молочные и кисломолочные продукты – до 550 мл.
  3. В качестве жиров животного происхождения – сметану и сливочное масло по 15 и 20 грамм.
  4. Растительное (подсолнечное, оливковое либо кукурузное) масло до 6-7 г.
  5. Рыбные продукты должны составлять 20-25 грамм.
  6. Крупяные изделия в виде молочных каш или гарниров — по 200-220 грамм через сутки.
  7. Сладости (с учетом чая, сока или компота) не должны превышать 40-45 грамм.
  8. Мучные изделия – до 100-110 грамм.
  9. Суточный рацион должен содержать не менее 250 грамм овощей и столько же фруктов.

В общей сложности за сутки ребенок должен употребить не менее 1550 Ккал, которые желательно распределить в такой пропорции:

  • 25% — завтрак
  • 35% — обед
  • 15% — полдник
  • 25% — ужин.

Как развивается малыш в 3 года – способности и навыки крохи

Исследования ученых-психологов доказали, что трехлетний возраст является ключевым этапом развития ребенка и предопределяет его дальнейшие успехи.

Трехлетний ребенок должен получать многостороннее , этапы которого как нельзя лучше охарактеризовала известный педагог Мария Мантессори:

Практическое развитие В 3 года кроха должен освоить основные практические навыки самообслуживания. В этом возрасте это особенно актуально, так как большинство детей начинают посещать .

Поэтому малыш должен:

  • Самостоятельно умываться, чистить зубки, мыть руки и причесываться
  • Уметь пользоваться столовыми приборами и самостоятельно кушать
  • Убирать за собой игрушки и вещи
  • Одеваться и надевать обувь с простой застежкой без посторонней помощи
  • Пользоваться носовым платком и салфеткой
  • Вытирать ножки при входе в помещение.
Сенсорное развитие Осязание, слух, обоняние, вкус и зрение у детей 3-х лет развиваются особенно быстро. Сенсорное развитие способствует формированию у детей собственного представления о свойствах предметов – их форме, размере и других качествах, а также месте расположения. Оно закладывает основу умственного развития ребенка и помогает полноценному восприятию окружающего мира.

Важность сенсорного восприятия состоит в том, что:

  • Оно служит фундаментом интеллектуального развития
  • Наводит порядок в хаотичных знаниях малыша при контакте с окружающей средой
  • Развивает наблюдательность и воображение
  • Расширяет словарный запас
  • Развивает все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную и образную.

Для развития сенсорного восприятия позволяйте карапузу исследовать разные предметы, при этом обращайте внимание на их свойства (лед – холодный, конфета – сладкая, трава – зеленая и т.п.).

Развитие математических способностей К трем годам делают акцент на развитии навыков счета и ознакомлении с цифрами. Это развивает у ребенка любознательность, активность и самостоятельность .

В 3 года ребенок должен учиться:

  • Делить предметы на группы, раскладывая их, к примеру, по размеру, цвету или форме
  • Находить в окружающем пространстве один или несколько одинаковых предметов
  • Различать фигуры по форме (круг, квадрат, треугольник)
  • Понимать количественное соотношение предметов – где больше, где меньше
  • Различать понятия короткий – длинный, широкий – узкий.
Развитие мелкой моторики и речи Умение хорошо манипулировать своими руками важно для развития малыша. Чем лучше развита моторика, тем увереннее ребенок себя чувствует – рисует, лепит, листает страницы книжки или пользуется столовыми приборами. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи .

К 3-м годам словарный запас малыша увеличивается, как снежный ком. Он начинает задавать бесконечные вопросы , при этом ожидает получить на них полноценные ответы. Карапуз использует в речи местоимения «я» и «ты», при построении предложения употребляет глаголы, прилагательные и существительные, правильно использует предлоги.

Физическое, творческое и духовное развитие Трехлетний карапуз учится управлять своими чувствами и познает себя через осмысление происходящего вокруг. У него проявляются такие качества, как усидчивость, внимание, настойчивость в достижении цели, развивается образное мышление .

Для развития многогранной личности, родители должны:

  • Показывать малышу красоту и разнообразие окружающего мира, обогащая его красочными образами и новыми знаниями
  • Объяснять процессы, которые происходят вокруг крохи
  • Прививать эстетический вкус
  • Приобрести игрушки для ролевых игр – фигурки животных и людей, набор парикмахера, врача и т.п.
  • Оборудовать малышу спортивный уголок, где бы он мог прыгать, лазать, качаться или бегать. Приобрести ребенку ролики, лыжи, коньки, самокат или велосипед. Если есть возможность, посещайте с ребенком бассейн
  • Рассказывать малышу о традициях нашего народа и его моральных ценностях.

Развивающие занятия с ребенком трех лет

Чтобы ребенок благополучно миновал кризис трехлетнего возраста, не мучая взрослых бесконечными капризами, нужно занимать его развивающими играми. Они отвлекут кроху от проявлений его собственного «Я» и помогут вырастить полноценную личность.
.

Совет! Если вы занимаетесь с малышом изучением цветов, используйте предметы одинаковой формы и размера. При изучении формы берите предметы одного цвета и размера с различной конфигурацией.

1. Цвет

Чтобы карапуз легче ориентировался в цветовой палитре, придумайте для него ассоциативные эталоны, к примеру, клубника – красная, травка – зеленая. Если ваша просьба принести красный шарик ставит малыша в тупик, попросите его взять шарик такого же цвета, как и клубника .

Несколько заданий для малыша:

  • Раскладка игрушек по цветам.
  • Выбор из нескольких предметов игрушки, отличающейся по цвету.
  • Сборка из конструктора, к примеру, желтого домика с зеленой крышей, строительство для синей машинки гаража того же цвета и т.д.
  • В бытовой сфере можно попросить подобрать шнурки под цвет ботинок, накрыть стол, подбирая по цвету тарелки и чашки.

2. Форма

Если малыш незнаком с конфигурацией предметов, начните занятия с простейших фигур – квадрата, круга или треугольника. Как правило, к трем годам дети уже знакомы с основными формами.

Объясняйте крохе свойства фигур . У шарика нет углов, поэтому он может катиться. У пирамидки острая вершина, на которой она не может устоять, кубику мешают катиться углы и грани. Подкрепляйте свои объяснения наглядными примерами.

Важно! При разборе форм не путайте такие понятия, как круг и шар, квадрат и кубик. В одном случае фигуры плоские, в другом – объемные.

Изучая формы, используйте наборы из детского конструктора, в которых много разных форм – конусов, пирамидок, цилиндров. Закрепляя полученные знания, спрашивайте малыша, какую форму имеет тот или иной предмет в квартире .

3. Размер

Изучая понятия «большой» и «маленький», помните об относительности предметов. По сравнению с мамой – ребенок маленький, а по сравнению с котенком – большой. Чтобы не запутать кроху, оперируйте такими понятиями, как «больше, чем» или «меньше чем» .

Активные игры

Трехлетние дети не могут долго на месте, занимаясь одним делом.

Поэтому как на прогулке, так и дома, нужно больше времени уделять активным играм:

  1. Дома предложите такую игру, как «Не урони шарик» . Для этого положите в столовую ложку шарик от настольного тенниса. Попросите малыша пронести ложку по всему дому, не уронив шарик. Спустя время дайте крохе ложку меньшего размера.
  2. Развиваем равновесие . Положите на пол узкую полоску ткани и предложите крохе пройти по ней. Со временем дорожку канатоходца делают более узкой и извилистой.
  3. Малыши с удовольствием играют в игру «Холодно – горячо» или прятки .
  4. Надувание мыльных пузырей или воздушных шаров , кроме игры, способствует развитию легких ребенка.

Преодолеваем кризис 3-х лет с помощью игр

Часто звучащее заявление «Я сам», являющееся проявлением кризисного этапа, можно сгладить ролевыми играми.

Для этого нужно направить действия крохи в нужное русло:

  1. Играем в магазин , где крохе отводится роль продавца, а взрослым и старшим детям – роль покупателей. Если ваш ребенок устраивает истерики в магазине, проиграйте эту ситуацию дома, учинив небольшой скандальчик. Пусть малыш посмотрит, как его капризы выглядят со стороны.
  2. З аймите кроху «важным делом» , к примеру, готовкой обеда для кукол или постройкой дома. Позвольте малышу все делать самостоятельно, без ваших советов.
  3. Пусть любимая игрушка ведет себя неправильно (не спит, капризничает). Позвольте малышу заняться ее воспитанием. Разберите с крохой неправильные действия его любимца, пусть карапуз задумается над его поведением.
  4. Малыши любят фантазировать , предложите ему придумать свою сказку.

Если ребенок будет чувствовать, что его любят и занимаются с ним, он будет расти спокойным и без труда преодолеет кризисный период.

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

Как мы пережили кризис

Игры на преодоление кризиса 3 х лет

Уроки психологии для мам

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама