THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вам понадобятся:

Особенности состояния

Психологический стресс может появляться не только из-за прошедших событий, но и из-за тех, что могут произойти.

Например, студент, ожидающий начало экзамена или защиту диплома. Если человек оценивает подсознательно ситуацию как знак тревоги, то отсюда и появляется стресс. И чем выше эта оценка, тем сильнее переживания.

Поскольку стрессоров достаточно много, диагностировать точно психологический стресс сложно.

Чтобы отличить психологический стресс от биологического, стоит ответить на один вопрос: “Наносит стресс вред организму?”. Если ответ положительный, то вы имеете дело с биологическим стрессом, в случае отрицательного ответа – это психологический стресс.

  1. Полноценный сон;
  2. Правильное питание;
  3. Умеренная физическая активность;
  4. Не воспринимайте все близко к сердцу;
  5. Обязательно отдыхайте;
  6. Не перегружайтесь работой;
  7. Учитесь управлять своими эмоциями (в некоторых случаях полезно негатив пропустить мимо ушей, или закрыть глаза на происходящее);

Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

Характеристика состояния

Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

Причины

Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

  • беспокойство по поводу смены работы;
  • опаздывание на поезд или рейс самолета;
  • плохое финансовое состояние;
  • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
  • смерть родственников;
  • плохое самочувствие;
  • неудовлетворение потребностей и т. д.

Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

Симптомы

Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

  • ухудшение памяти;
  • плохое самочувствие;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • навязчивое чувство усталости;
  • систематические ошибки;
  • излишнее упрямство;
  • приступы агрессии;
  • слишком быстрая или медленная речь;
  • перевозбуждение;
  • повышенное чувство тревожности;
  • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
  • чувство голода;
  • бессонница;
  • снижение социальной активности и т. д.

Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

Стадии

Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

Стадия Характеристика
Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

Основные теории

Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

Г. Селье

Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

  1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
  2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
  3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

У. Кеннон

Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

И. Павлов

Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

Л. Орбели

Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

Э. Геллгорн

Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

Р. Лазарус

Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

  • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
  • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
  • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

Виды

В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

Эустресс

Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

Дистресс

Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

Название вида Описание Последствия
Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

Лечение расстройства

На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

  • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
  • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
  • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
  • перед сном проветривайте комнату;
  • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, - заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.

1). Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

Позже это определение было уточнено: психологический стресс это реакция или процесс, в котором тре­бования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую си­туацию. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональ­ный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физио­логи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конеч­но же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение дан­ного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и да­же примат эмоций в комплексной реакции.

Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме чело­века.

Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типич­ные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий крут психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоцио­нального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержа­ние в связи со следующими обстоятельствами:

Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и живот­ным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоцио­нальными реакциями, а в развитии психологического стресса пре­обладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиолога­ми, а термин «психологический стресс» - психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии - тревоги, адаптации и истощения.

Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по раз­личным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологическо­го, психологического и эмоционального стресса.

2). Особенности психологического стресса

Таблица. Отличие между биологическим и психологическим стрессом

Параметр Биологический стресс Психологический стресс
Причина стресса Физическое, химическое или биологическое воздей­ствие на организм Социальное воздействие или собственные мысли
Характер опасности Всегда реальный Реальный или виртуальный
На что направ­лено действие стрессора На жизнь, здоровье, физи­ческое благополучие На социальный статус, чувст­во самоуважения и т. д.
Наличие реаль­ной угрозы жиз­ни или здоровью Есть Отсутствует
Характер эмо­циональных переживаний «Первичные» биологические эмоции - страх, боль, испуг, гнев «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом - беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
Временные гра­ницы предмета стресса Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние лич­ностных качеств Незначительное Очень значительное
Примеры Переохлаждение, вы­званное долгим купанием

Ожог горячим паром

Интоксикация, вызванная приемом алкоголя

Вирусная инфекция

Обострение гастрита по­сле приема острой пиши

Травма (ушиб, перелом)

Выговор, полученный от начальника

Повышение квартплаты

Страх полетов на само­летах

Семейный конфликт

Беспокойство за здоровье близких родственников

Несчастная любовь

Беспокойство по поводу будущего

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, опи­санного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфиче­ских особенностей, среди которых можно выделить несколько важ­ных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится. В отличие от животных человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вы­зывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене.

Другая особенность психологического стресса - сущесвенное зна­чение оценки человеком степени своего участия в активном воздей­ствии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. По­казано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуа­ции обусловливает преобладание парасимпатических реакций

Механизм развития психологического стресса можно продемонст­рировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или под­сознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка со­бытия. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоцио­нальная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

3). Дифферениировка стресса и других состояний

Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний доста­точно сложна и в большинстве случаев условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность.

При доста­точной интенсивности и длительности такие эмоциональные явле­ния, как страх, тревожность, фрустрация, психологический диском­форт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационно­го синдрома. Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от про­цесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальны­ми и вегетативными изменениями, а утомление определяется высши­ми этажами нервной системы, в первую очередь - корой больших по­лушарий. Утомление обладает способностью к на­коплению, постепенно переходя в качественно новое состояние - пе­реутомление.

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно со­стояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него - перегрузку. По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представля­ют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. Касандра Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения - страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Близким к состоянию психологического стресса, по мнению неко­торых исследователей, является также состояние эмоциональной на­пряженности. Данные авторы считают, что эмоциональная напря­женность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напря­женности.

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

От англ. Stress - напряжение

Стресс - неспецифическая (общая) реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие. Различают антропогенный, нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы, а также положительную и отрицательную формы стресса

Ганс Селье (Hans Hugo Bruno Selye; 26.01.1907 - 16.10.1982) - австро-венгерский и канадский биолог и врач. Автор теории стресса. После первой мировой войны эмигрировал из Европы в Канаду, где руководил институтом экспериментальной медицины. На основе клинических и экспериментальных исследований инфекционных болезней выдвинул гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор запускает выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации к раздражителю. Позже эта гипотеза была конкретизирована применительно к человеческому организму, что дало основание для выработки и развития понятия "психологический стресс". Селье не считал что сам по себе стресс вреден, он рассматривал его как реакцию, помогающую человеку выжить.

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: " Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации". (Ганс Селье, "Стресс жизни").

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье (канадский физиолог, основоположник теории стресса) как общий адаптационный синдром. Термин "стресс" он начал использовать позднее.

Адаптационный синдром

Adaptation syndrom

От лат.Adaptare - приспособлять

Адаптационный синдром - совокупность защитных реакций человека при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии:

  1. тревоги (мобилизация защитных сил);
  2. приспособления к трудной ситуации (резистентность);
  3. истощения.

Эустресс

Эустресс - положительная неспецифическая реакция живого организма на любое воздействие, оказываемое на него.

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Дистресс

Дистресс - отрицательная неспецифическая реакция живого организма на любое внешнее воздействие. Наиболее тяжелой формой дистресса является шок.

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Информационный стресс

Information stress

Информационный стресс - состояние информационной перегрузки, когда индивид:

  • не справляется с поставленной задачей;
  • не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений.

Нервно-психический стресс

Нервно-психический стресс - стресс, появляющийся вследствие несовместимости индивидов в группе, большого скопления особей одного вида, постоянного шума и т.д.

Психологическая совместимость

Групповая психологическая совместимость

Психологическая совместимость - способность двух и более людей согласовывать свои действия и сохранять доброжелательность во взаимоотношениях при различных видах совместной деятельности.

Реакция

лат.Reactio

Реакция - действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие; ответ организма на те или иные внешние или внутренние раздражения.

Социальный стресс

Social stress

Социальный стресс - социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т.д.

Способы адаптации человека к стрессам

Способы адаптации человека к стрессам -

  1. на уровне организации: изменения в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам и оценке их деятельности;
  2. на уровне отдельной личности: умение справляться со стрессами, используя специальные программы по нейтрализации стрессов.

Стадии стресса

Стадии стресса -

  1. стадия тревоги - мобилизация защитных сил;
  2. стадия резистентности - приспособление к трудной ситуации;
  3. стадия истощения, которое при сильном и длительном стрессе может привести к болезни и смерти.

Стрессор

Stressor
Стрессор - фактор, вызывающий состояние стресса.

Стрессоустойчивость человека

Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Управление стрессами - способы адаптации личности к стрессовой ситуации.

На уровне организации управление стрессами состоит в устранении источников стрессовых ситуаций посредством изменения в политике и структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

На уровне отдельной личности управление стрессами состоит в том, чтобы научить справляться со стрессами индивидуально, используя специальные программы по нейтрализации стрессов.

Факторы стресса на работе

Факторы стресса на работе - причины, вызывающие состояние напряжения у работника:

  • перегрузка или недогрузка;
  • отсутствие системы поддержки от руководителя и/или коллег по работе;
  • неправильное определение объема работы;
  • неясность поставленных задач;
  • неразумная политика в передвижении кадров;
  • плохие условия работы;
  • неблагоприятное социальное окружение и т.п.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама