THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как и большинство живых существ на Земле, в своей повседневной деятельности мы полагаемся на наши чувства. И хотя у нас, людей, есть пять основных чувств, всего их может быть двадцать одно. Тем не менее, одним из главных чувств является слух, который позволяет нам улавливать колебания, проходящие через атмосферу, и затем преобразовывать их в нечто иное, а именно звуки.

Слух позволяет нам слушать музыку, разговоры и даже помогает почувствовать потенциальную угрозу (например, услышать, как к нам подкрадывается лев). Удивляет, каким образом колебания в атмосфере могут превращаться в звуки в наших головах и что является причиной того, что одни звуки доставляют нам удовольствие, а другие дико раздражают.

1. Скрежет ногтями по доске

Давайте начнём этот список с особенно противного звука: скрежета ногтями по доске. Среди множества звуков, которые не нравятся людям, он считается одним из самых неприятных. Но почему? Почему мы считаем именно этот конкретный звук таким невыносимым? По-видимому, этот вопрос уже заинтересовал даже некоторых учёных, поэтому в 2011 году они провели исследования данного звука. Во-первых, оказалось, что звук, получаемый во время скрежета ногтями по доске, находится в среднем диапазоне звуковых колебаний, где-то в пределах 2000-5000 Гц. Эта частота фактически усиливается человеческим ухом благодаря его форме; некоторые считают, что это произошло в результате эволюции. Именно в этом диапазоне приматы подают друг другу сигналы тревоги, и это может быть причиной того, что мы слышим эти звуки лучше, чем другие. Тем не менее, этот вопрос до сих пор широко обсуждается.

Однако это всё ещё не объясняет, почему этот звук так раздражает. В соответствии с ранее упомянутым исследованием, оказалось, что здесь важную роль играет контекст. Два десятка участников подключили к датчикам, которые анализировали их частоту сердечных сокращений, электродермальную активность и скорость потоотделения, а затем подвергали воздействию ряда раздражающих звуков. Затем участников попросили оценить масштабы неприятных ощущений для каждого из них. Половине добровольцев точно называли источник каждого звука, а другой половине сказали, что неприятные звуки были частью какого-то музыкального произведения искусства. И хотя их физические реакции были одинаковыми - повышенная частота сердечных сокращений, потливость ладоней и тому подобное - люди из первой половины чаще называли эти звуки раздражающими, чем те, кто считал их частью современного музыкального произведения. Так что, как выясняется, мы ненавидим не обязательно сам звук, мы ненавидим ту картину, которая предстаёт перед нашим мысленным взором: перемещение ногтей по доске. То же самое касается и большинства других звуков, таких как шум работающей бормашины, удар ножом по стеклу, скрежет вилки по тарелке либо зубам или скрип пенополистирола.

2. Громкое жевание

Вы когда-нибудь были в окружении людей, которые жуют свою пищу так громко и неаккуратно, что возникает желание их ударить? Если нет, то вам сильно повезло. Мы говорим здесь о своём собственном опыте. Наверное, вы тоже слышали это, но не обращали внимание. Если это так, то вы один из немногих счастливчиков, которые не страдают от лёгкой формы «мисофонии», или «звуконенавистничества». Сам термин был придуман ещё в начале 2000-х годов, когда группа учёных изучала звон в ушах. Но мисофония включает в себя дискомфорт не только от звона в ушах, но и тот дискомфорт, который чувствуют некоторые от других звуков, издаваемых человеком, таких как жевание, тяжёлое дыхание, щелчок пальцами, зевота, храп или даже насвистывание. Как выясняется, в этом частично виноват повторяющийся характер этих звуков. И, как ни странно, мисофония может также распространяться на такие вещи, как ёрзание ногами, при котором не издаётся вообще никаких звуков.

Мягкой формой реакции людей, которые подвергаются воздействию этих звуков, являются раздражение, отвращение, чувство дискомфорта или желание уйти. Но реакции могут быть и более серьёзными: некоторые люди испытывают гнев, злость, чувство глубокой ненависти, панику, сильное желание убить виновника, а иногда даже появляются мысли о самоубийстве. И, как нетрудно представить, этим людям чрезвычайно сложно вписаться в современное общество. Как правило, они стремятся как можно чаще избегать такого рода встреч, едят в одиночку или даже пытаются жить в полной изоляции. Хотя мисофония до конца не изучена и даже тщательно не проанализирована, известно, что её легкой форме подвержена большая часть населения планеты, и её симптомы часто связаны с тревогой, депрессией или обсессивно-компульсивным расстройством. Однако истинные причины её появления по-прежнему в значительной степени остаются загадкой. Врачи считают, что эти причины частично физические, частично психические. Мисофония, как правило, обостряется примерно в возрасте от 9 до 13 лет и чаще встречается у девочек. Но является ли она отдельным расстройством или же это просто побочный эффект беспокойства либо обсессивно-компульсивного расстройства, никто точно не знает.

3. Навязчивая мелодия, застрявшая в голове

У вас когда-нибудь звучала в голове одна и та же мелодия, которая повторяется снова и снова, как испорченная пластинка? Конечно, да. Это случалось с каждым. Хуже всего то, что это даже не целая песня, это всего лишь её малая часть, которая бесконечно повторяется, не так ли? Эти надоедливые маленькие отрывки портят жизнь человечеству в течение очень долгого времени. Причины их появления довольно сложны, но они включают в себя сочетание таких вещей, как стресс, изменённые эмоциональные состояния, рассеянное сознание и ассоциации памяти. Вот почему иногда, когда вы слышите слово «мама», у вас в голове начинает звучать «Богемская рапсодия». Что интересно в этих мелодиях, так это то, что около 90% людей страдают от них, по крайней мере, один раз в неделю, в то время как у четверти населения это случается по несколько раз в день. Это часто возникает тогда, когда мы делаем монотонную повторяющуюся работу, которая не требуют много внимания.

Чаще всего такой надоедливой мелодией является припев - как правило, это всё, что мы помним из песни. Из-за того, что мы не помним остальное, мы склонны повторять этот припев снова, и снова, и снова, пытаясь найти возможный конец, который на самом деле в нашей памяти не сохранился. Это также в некоторой степени можно охарактеризовать как непроизвольное слуховое воображение. Но учёные так до сих пор и не выяснили, являются ли эти мелодии просто побочным продуктом нашего бездействующего мозга или же они имеют более важное значение. Тем не менее, исследователи обнаружили, что если вы займётесь такими связанными со словами задачами, как создание анаграмм или чтение увлекательного романа, эти навязчивые мелодии имеют тенденцию уходить. Ключ заключается в том, чтобы найти задачу, которая достаточно привлекательна, но не слишком сложна, потому что иначе ваше сознание снова начнёт блуждать.

4. Плач ребёнка

Человек слышит плач ребёнка даже на фоне взлетающего самолёта, и этому есть объяснение. Это происходит потому, что все мы предрасположены к этому, независимо ни от каких обстоятельств. Все мы. И, как выясняется, звук плача ребёнка привлекает наше внимание сильнее, чем любой другой звук в мире. В ходе исследования, проведённого учёными из Оксфорда, выяснилось, что звук плачущего ребенка сразу же вызывает интенсивную реакцию в нашем мозге, особенно в тех его областях, которые отвечают за эмоции, речь, реакции на угрозы, а также в центрах управления различными органами чувств. Реакция на этот конкретный звук настолько быстра, что мозг помечает его как очень важный даже раньше, чем успевает полностью распознать его.

Все добровольцы, которые приняли участие в данном исследовании, были подвергнуты воздействию серии звуков, в том числе плача взрослых или различных животных, которые испытывают боль или страдания. Ни один звук не вызвал такой интенсивной и немедленной реакции, как плач ребёнка. Более того, ни один из 28 добровольцев не был родителем и не имел никакого опыта по уходу за младенцами. Это означает, что мы реагируем на звук плачущего ребёнка независимо от того, являемся ли мы его родителями или нет. Ещё более интересным является тот факт, что сразу после того, как люди слышат этот плач, у них повышается общая физическая работоспособность, и ускоряются рефлексы, которые могут облегчить необходимые действия. Так что, когда вы попадаете в самолёт с плачущим ребенком, у вас невольно включается сигнал тревоги. А так как вы не родитель и ничего не можете поделать с этим плачем, вы в результате испытываете разочарование и раздражение.

5. Вувузела

Она появилась примерно в 1910 году и была создана Исайей Шембе, самопровозглашённым пророком и основателем Назаретской баптистской церкви в Южной Африке. Инструмент первоначально делали из тростника и дерева, а более поздние версии - из металла. Вувузела использовалась в качестве религиозного инструмента, на котором играли наряду с африканскими барабанами во время церковных церемоний. Но по мере того, как число церковных последователей росло, вувузела стала настолько широко настолько распространённой, что в 1980-х годах её стали использовать во время футбольных матчей в Южной Африке. К 1990-му году рынок Южной Африки наводнили массово производимые пластиковые вувузелы. Вскоре они стали неотъемлемой частью общей атмосферы спорта в стране. Затем, во время чемпионата мира по футболу в 2010 году, прошедшего в Южной Африке, вувузела, как лесной пожар, распространилась по всему земному шару.

Будучи новинкой среди иностранных болельщиков и благодаря своей громкости, вувузела вскоре стала популярной и на соревнованиях по другим видам спорта. Но её быстро приобретённая популярность была недолгой. Одно дело, когда на ней играет профессиональный трубач в сопровождении барабанов или других инструментов, и другое дело, когда сотни или даже тысячи футбольных фанатов используют её на стадионе. Помимо того, что из-за громкости вувузелы некоторые зрители страдали от временной потери слуха, звуки, издаваемые многими инструментами в разной тональности и с разной частотой, напоминают огромный рой разъярённых ос. Этот звук настолько раздражает, что он может испортить даже просмотр телетрансляции. Более того, тот факт, что вы не можете контролировать источник шума, ещё больше усугубляет ситуацию. Поэтому ФИФА запретила пользоваться вувузелами во время следующего чемпионата мира по футболу, прошедшего в Бразилии.

6. Рвота

Вы один из тех людей, которые начинают чувствовать себя больными при виде другого заболевшего? Или это происходит даже тогда, когда вы слышите просто разговоры об этом? Что ж, если это так, то у нас есть для вас новости, как хорошие, так и плохие. Давайте начнём с плохих новостей. Вы ничего не сможете с этим поделать. Точка. Так устроен ваш мозг, и не существует ничего, что может изменить эту ситуацию. Но вот и хорошая новость: вы эмпатичный человек. Вы тот человек, который имеет способность чувствовать то же, что и окружающие, и вы сопереживаете вместе с ними. Вы тот, кого некоторые называют хорошим другом или партнёром. Ваш мозг имеет некие «зеркальные нейроны», которые заставляют вас копировать то, что делают другие или ощущать чувства окружающих.

Из-за этих зеркальных нейронов вы также можете считать себя усовершенствованным человеческим существом - в буквальном смысле этого слова. Верьте или нет, но то, что вас раздражает, когда окружающие чувствуют себя больными, может в один прекрасный день просто спасти вашу жизнь. Некоторые учёные пришли к выводу, что это зеркальное отображение является эволюционной чертой человека как общинного существа. Ещё в доисторические времена, когда люди жили в маленьких общинах, если одного или нескольких из них тошнило, то это было, вероятно, следствием употребления в пищу испорченных продуктов или отравления ядом. Таким образом, это зеркальное отражение было, по сути, упреждающей мерой для избавления от любого потенциального яда ещё до того, как он начинал действовать.

7. Споры других людей

Судя по телевизионным шоу, кажется, что людям чужие споры скорее нравятся, чем раздражают. Но здесь есть и разница, и она обусловлена тем, где происходит спор. Если вы смотрите телевизор, сидя у себя дома на диване, бывает довольно интересно посмотреть на людей, готовых спорить по любому вопросу; возможно, это даже повышает вашу личную самооценку. Но если вы находитесь на кухне, и ваши соседи по комнате начинают спорить о том, чья очередь мыть посуду или кто поднял сиденье для унитаза, вам бывает довольно неудобно находиться в одном помещении с ними. Мало того, вы тоже можете включиться в спор, заявив о своём мнении, или даже - не дай бог - принять чью-то сторону, но дело в том, что эти люди вам в любом случае небезразличны... по крайней мере, до некоторой степени. Также играет важную роль предмет спора, задевает ли он ваши интересы, и, в первую очередь, хотите ли вы сами принять в нём участие.

Но главная причина того, почему мы находим эти интимные споры такими раздражающими и ненужными, уходит своими корнями в наше детство, в домашние споры наших родителей. Дети всех возрастов, как совсем маленькие, так и подростки, очень восприимчивы к боям своих родителей. И тут важен не сам факт спора, а скорее, его результат. В течение многих лет физиологи анализировали влияние семейных разборок на детей и выяснили, что даже если спор неизбежен, он может быть продуктивным. Дети должны видеть, что их родители закончили спорить более мирными, чем они его начинали. Таким образом, они учатся умению разрешения конфликтов и принятию компромиссов. Если этого не происходит, то они вырастают с боязнью потенциальных конфликтов и всегда будут стараться избегать их, даже если это неправильно.

8. Болтовня по телефону

Ещё в 1880 году Марк Твен написал эссе под названием «Телефонный разговор». Это было всего спустя четыре года после того, как Александр Грэхем Белл представил своё изобретение миру. В этом эссе Твен высмеивает, как звучит такой разговор со стороны постороннего слушателя, который может слышать только половину разговора. Но то, что заставило его написать это эссе, является одной из самых раздражающих причин и сегодня. Как оказалось, наш мозг имеют привычку предвидеть, что произойдёт. Таким образом, хотим мы этого или нет, когда мы слушаем чей-то разговор, то мы на самом деле не просто воспринимаем информацию, а одновременно готовим свой ответ и пытаемся выяснить, что этот человек хочет сказать дальше. Это происходит непроизвольно, и мы все это делаем.

«Теория сознания» говорит о том, что у нас есть прямой доступ только к нашему собственному сознанию; мысли других людей мы воспринимаем только с помощью аналогии и сравнения. И мы с этим успешно справляемся, на различных шоу встречаются люди, которые повторяют сказанное перед ними так же быстро, как излагают собственные мысли. Но если речь становится непредсказуемой, со случайными словами, то наш мозг находится в затруднении. И это то, что сводит нас с ума. Это и является причиной того, почему нас так раздражают разговоры по телефону, когда мы слышим только одного собеседника. Мы не можем предугадать, что человек собирается сказать дальше.

9. Плевки, кашель, всхлипывания и, конечно же, пердёж

Практически все классифицируют эти звуки как отвратительные или, по крайней мере, раздражающие. Помимо того, что все эти действия могут раздражать собственно звуками, они способны доставлять неудобство и по другим причинам. Во-первых, могут иметь место некоторые социальные факторы. Например, люди из Великобритании считают их более раздражающими и отвратительными, чем жители Южной Америки - вероятно, ввиду культурных различий. Кроме того, пожилые люди тоже чаще считают их неприятными, намекая на мысль, что они не привыкли слышать эти звуки в общественных местах. Это также может быть и по причине снижения сексуального влечения. Учёные до сих пор обсуждают этот вопрос.

Другой причиной может быть то, что эти звуки связаны с выделениями и экскрементами. Эти вещи часто связаны с патогенами и болезнями, и это объясняет, почему люди, как правило, чувствуют отвращение или даже пытаются отвлечься, когда они слышат их. Исследование, проведённое в Салфордском университете, показало, что женщины всех возрастов находят эти звуки более отвратительными, чем их коллеги-мужчины. Это может быть связано с тем, что традиционно женщины играют двойную роль в качестве защитниц - они защищают и себя, и детей. Но, опять же, это может быть связано и с социальными факторами.

10. Печально известная «коричневая нота»

Напоследок разберём гипотетически существующую «коричневую ноту». Это звук на сверхнизкой частоте где-то в пределах от 5 до 9 Гц, что ниже порога восприятия человеческого уха. Но если звук достаточно громкий, его можно почувствовать в теле как вибрацию. И, как видно из её названия, эта конкретная частота, по слухам, вызывает непроизвольное калоизвержение, которое окрашивает штаны в коричневый цвет. Это может быть очень неприятным, не так ли?

Вся эта история с «коричневой нотой» началась с самолёта Republic XF-84H «Thunderscreech» в 1955 году. Это был экспериментальный летательный аппарат с газотурбинным двигателем и сверхзвуковым пропеллером. Сообщается, что даже работая на холостом ходу на земле, этот пропеллер издавал каждую минуту около 900 звуковых хлопков, и это вызывало тошноту, сильную головную боль, а иногда и непроизвольные сокращения кишечника у окружающих. Проект был закрыт, поскольку некоторые члены экипажа получили серьёзные увечья в результате звуковых ударов. Вполне возможно, что «Thunderscreech» был громче всех когда-либо построенных самолетов, люди его слышали за 40 километров.

Во всяком случае, после появления слухов о возможных неприятных последствиях воздействия сверхнизких частот на протяжении многих лет проводились бесчисленные эксперименты, но без каких-либо «коричневых» результатов. Этим занималось даже НАСА, которое опасалось, что астронавтам, возможно, потребуется смена скафандров после старта в космос. Так появился миф о «коричневой ноте» (он даже использовался в эпизоде фильма «Южный парк»). В 2005 году в программе «Разрушители легенд» провели эксперимент с участием Адама Сэвиджа, но всё, что он почувствовал - это как будто кто-то барабанил по его груди, больше ничего не произошло. Конечно, возможно, что условия, сопровождавшие испытания сверхзвукового самолёта не были смоделированы с должной точностью, и «коричневая частота» действительно существует, однако шансы на это невелики. Но что, если она на самом деле есть, и кто-то решит найти ей коммерческое применение - вы можете себе представить, что может сделать с таким изобретением ребёнок в воскресенье в церкви?

Интерес к звуковому, или как его еще называют акустическому или сонарному, оружию сегодня велик как никогда. По оценкам специалистов, возможные последствия его применения против человека находятся в весьма широком диапазоне

Звуковое оружие является неотъемлемой частью новых принципов ведения войны, суть которых заключается в стремлении минимизации материальных и человеческих потерь, не уничтожать противника, а управлять им, лишить его способности вести боевые действия и, прежде всего, сломить его волю к сопротивлению. В этом контексте это оружие можно рассматривать как квинтэссенцию новых принципов ведения войны.

Интерес к звуковому, или как его еще называют акустическому или сонарному, оружию сегодня велик как никогда. По оценкам специалистов, возможные последствия его применения против человека находятся в весьма широком диапазоне, простирающемся от возникновения дискомфорта, временной потери слуха и вплоть до смертельного исхода. Звуком можно воздействовать на психику человека, порождать страх, невидимые препятствия, повергать в панику целые подразделения. Звуковое оружие может предназначаться для различных способов применения - разгона толп (демонстраций), организации паники, охраны объектов, спасения заложников, остановки движения людей и транспортных средств.

Весь окружающий нас мир - это совокупность волн. Колеблется все, начиная от элементарных частиц и кончая галактиками. Человеческое ухо воспринимает очень узкий диапазон вибраций, но это не значит, что звуки, находящиеся за пределами нашего слуха, не воздействуют на наш организм - воздействуют вплоть до изменения структур тканей организма на молекулярном уровне.

Раньше считалось, что звук как бы нейтрален в отношении воздействия на человека. Известен пример, когда на демонстрации первых паровых движителей, где стоял довольно-таки хороший шум, создатель машин Уайт стал его уменьшать. Присутствующие попросили его оставить всё как есть - шум понравился, особенно его фон и монотонность.

Долгое время шум вообще считался обязательным спутником развития техники и успехов технологий. Мало кто предполагал, что это явление станет опасным для функционирования живых организмов, тем более, что человеку в некоторой степени присуща слуховая адаптация, которая, кстати, не защищает от потери слуха и иных патологических процессов в организме.

Звуки, которые нас окружают, при всей своей внешней простоте и обычности не так уж безобидны. В прессе было сообщение о том, что в одном из домов на юго-западе Москвы поменяли лифт. После чего большинство жильцов начало испытывать постоянные головные боли, нарушение сна. Оказалось, что работающий механизм является источником неблагоприятного диапазона инфразвука, а шахта лифта, как гигантская труба, его еще усиливает. Подобный эффект хорошо знаком и вулканологам. Шум извергаемой лавы тоже генерирует инфразвук, вызывающий неконтролируемое ощущение страха и желание спрятаться.

В 1929 году в лондонском театре «Лирик» ставили историческую драму. Авторы стремились вызвать у зрителя особые эмоции. Своими проблемами они поделились с известным физиком Робертом Вудом. Он предложил использовать акустический эффект. Не слышимая человеческим ухом низкочастотная волна звука, испускаемая гигантской органной трубой, вызвала на премьере чудовищный резонанс. Дрожали стекла, звенели люстры, сотрясалось все здание… Публику охватил ужас. Началась паника. Спектакль был сорван.

Что же собой представляет звук?

Звуком называют регулярные и периодические колебания, а шумом - совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих неприятные субъективные ощущения. Характеристики звуковых волн: частота, длина, интенсивность и звуковое давление. Физическая же сущность шума состоит в механическом колебании частиц среды (газ, жидкость, твердое тело), которые возникают в результате влияния любой возбуждающей силы. Говоря об опасности шума, прежде всего подразумеваются воздействия трёх его характеристик: интенсивность, продолжительность и частота. Все величины измеримы, и результаты измерений служат для определения степени опасности воздействия и оценки эффективных защитных мероприятий.

Человеческое ухо выдерживает звуковое давление в диапазоне от 0.00002 (порог звукового восприятия) до 200 Па (порог болевого ощущения), или силу звука от 10-12-10-5 Вт/м2 и частоту 16-20 000 Гц. Болезни и возраст очень влияют на чувствительность.

Шум интенсивностью в 60-70 дБ улучшает показатели умственной деятельности, а более 80 дБ - снижает внимание и производительность труда.

Известно, что определённые звуковые частоты вызывают у людей чувство страха и панику, другие - останавливают сердце. В диапазоне частот 7-13 Гц звучит природная «волна страха», излучаемая тайфунами, землетрясениями и извержениями вулканов, побуждающая все живое покидать очаги стихийных бедствий. При помощи этого инфразвука можно довести человека до самоубийства. Звук с частотой между 7 и 8 Герцами вообще чрезвычайно опасен. Теоретически такой, достаточно мощный, звук может разорвать все внутренние органы.

Семь Герц - также средняя частота альфа-ритмов мозга. Может ли такой инфразвук вызвать эпилептические припадки, как полагают некоторые исследователи, не ясно. Эксперименты дают противоречивые результаты.

Собственная частота колебаний тела человека составляет примерно 8-15 Герц. Когда на организм начинают воздействовать инфразвуком, колебания тела попадают в резонанс, и амплитуда микросудорог увеличивается в десятки раз. Понять, что с ним происходит, человек не может, инфразвук не слышен, но у него возникает чувство ужаса и опасности. При достаточно мощном воздействии в организме начинают разрываться внутренние органы, капилляры и сосуды.

Ученые исследовали, как влияет на космонавта рокот двигателей ракеты, и обнаружили, что низкие звуковые частоты от 0 до 100 Герц, при силе звука до 155 дБ, производят колебания стенок грудной клетки, сбивают дыхание, вызывают головную боль и кашель. Когда звук становится еще сильнее, то космонавты впадали в буйство и в космос лететь не хотели. А дальше - вплоть до летального исхода.

Ассоциация научного исследования и применения (SARA) в Хантинтон-Бич (штат Калифорния) приводила исследования звука. Было установлено, что инфразвук на уровне 110-130 дБ оказывает негативное воздействие на органы желудочно-кишечного тракта, вызывает боль и тошноту. При этом высокие уровни беспокойства и расстройства достигаются в ходе минутных экспозиций уже на уровнях 90-120 дБ на низких частотах (от 5 до 200 Гц), а сильные физические травмы и повреждения тканей имеют место на уровне 140-150 дБ. Мгновенные травмы, аналогичные травмам от воздействия ударных волн, происходят при звуковом давлении около 170 дБ. Для сравнения можно сказать, что максимальный уровень звука при выстреле из винтовки составляет около 159 дБ, а из пушки - 188 дБ. На низких частотах возбуждаемые резонансы внутренних органов могут вызвать кровотечение и спазмы, а в диапазоне средних частот (0,5-2,5 кГц) резонансы в воздушных полостях тела вызовут нервное возбуждение, травмы тканей и перегрев внутренних органов.

На высоких и ультразвуковых частотах (от 5 до 30 кГц) может быть создан перегрев внутренних органов вплоть до смертельно высоких температур, ожоги тканей и их обезвоживание.

Сейчас между учеными идет спор, опасен ли так сильно инфразвук или нет. Из приведенной выше информации можно сказать, что да, он очень опасен. Тем более, если на его основе проводятся разработки новых видов оружия (и довольно успешно), а над ними нет контроля.

В свое время Роберт Кох предсказал: «Когда-нибудь человечество вынуждено будет расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой». Ученые многих стран мира решают проблему борьбы с шумом, так как и он является источником инфразвука. Проводятся всевозможные мероприятия по борьбе как с инфразвуком, так и с шумом. Например, в судостроении: цена корабля определяется как 70-80% за его постройку и 20-30% стоимости работ по шумоизоляции.

Исторические аспекты

Звуковые волны и их использование в военных целях издавна привлекали внимание специалистов. Первые примеры применения оружия на свойствах звука имеют глубокие исторические корни. Библия повествует о разрушении стен Иерихона посредством звука. В египетских источниках имеется сообщение о том, что с помощью звука египтяне могли вводить камни (и другие материалы) в состояние левитации (парения над землей), а при необходимости разрушать эти камни. Упоминания о применении звука в боевых действиях с войсками Александра Македонского встречаются в Древней Индии, где это оружие называлось Саммохана. Саммохана заставляло войска в панике разбегаться. Применяли свистящие стрелы воины Чингисхана, сея страх в атакуемые ряды противника.

Первые реальные попытки создать инфразвуковое оружие предприняли немцы во время Второй Мировой войны. В 1940 году они разрабатывали операцию по подбросу англичанам множества специальных копий грампластинок с записями популярных исполнителей, но с добавкой инфра-звука. План состоял в том, чтобы вызвать у слушателей смятение, чувство страха и прочие психические расстройства. Германские стратеги упустили из виду, что никакие проигрыватели тех лет не могли бы эти частоты воспроизвести. Так что пластинки англичане слушали без всякой паники. В то же время известны примеры сбрасывания на колонны беженцев стальных бочек с отверстиями. Падая эти нехитрые приспособления издавали страшный свист и вой, нагнетая обстановку в колоннах и так перепуганных людей.

Ситуация, связанная со звуковым оружием, существенно изменилась после окончания «холодной войны», когда широким фронтом были развернуты в ряде стран (особенно в США, Великобритании, Японии) исследования по созданию «несмертельного оружия». Различные модификации этого оружия стали рассматриваться как весьма действенное средство для нейтрализации значительных масс людей, особенно в тех случаях, когда необходимо избежать нанесения им смертельного поражения или тяжелых увечий.

Война в Ираке стала этапным событием в развитии современного оружия. Высокоточное оружие, в том числе звуковое оружие, наконец, заняло то место в арсенале армии США, которое ему прочили аналитики еще в начале 90-х: если во время операции «Буря в пустыне» применение высокоточного оружия в бомбардировках составляло 10%, во время операции в Афганистане - около 60%, во время войны в Ираке его доля, по предварительным оценкам, увеличилась до 90%. Иракская война продемонстрировала, что армия США превратилась в сложный технологический комплекс, эффективность которого базируется на умелом использовании различных видов вооружений. Против Ирака были использованы едва ли не все основные виды нелетального оружия, в том числе акустические устройства.

Для войны в Ираке характерно то, что с появлением в водах Персидском залива американского крейсера «Белкап» в рядах армии Ирака начались творится странные вещи. Закаленных годами жесточайшей войны с Ираном гвардейцев Саддама Хусейна стал охватывать животный страх. Сначала они сдавались десятками, потом - тысячами. Это была первая в истории человечества психотронная война. Выиграли ее США при президенте Дж. Буше, который еще в бытность свою шефом ЦРУ лично курировал отдел, занимавшийся пси-разработками.

Источники звуковых излучений

Рассматривая перспективные источники сильных звуковых излучений, эксперты указывают на использование громкоговорителей, соединенных с усилителями на основе генераторов или мощных батарей. При этом для получения высоких значений звукового давления на открытом воздухе потребуется довольно большое число громкоговорителей. Система мобильного акустического источника (СМАИ) сконструирована в Национальном центре физической акустики университета Миссисипи для Управления по окружающей среде поля боя, исследовательской лаборатории Армии США. Предварительные оценки позволяют предполагать, что линейные размеры подобного излучателя с учетом дополнительного оборудования будут порядка одного метра и более, а массовые габариты - измеряться сотнями кг. Это означает, что все подобные источники звука будут либо стационарными, либо станут базироваться на вертолетах, бронированных машинах или на грузовом автотранспорте.

В связи с этим ведется разработка несмертельного акустического оружия для установки на вертолете с регулируемой частотой в пределах от 100 Гц до 10 кГц с радиусом действия до 2 км. В последующем планируется увеличить дальность до 10 км. На таком вертолете будет устанавливаться сирена, работающая от двигателя внутреннего сгорания с инфразвуковой мощностью во много киловатт, а также акустическое пучковое оружие, работающее на основе термоакустического резонатора с частотой от 20 до 340 Гц, предназначенное прежде всего для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц на склады оружия массового поражения.

Известны примеры создания акустического оружия, излучающего инфразвук, с целью передачи голоса на значительное расстояние. При разработке использовалось одно из свойств инфразвука - передача направленным лучом. Луч слабо рассеивается в атмосфере, и, прежде чем затухнуть, преодолевает значительное расстояние. При этом, инфразвук хотя и воспринимается человеческим ухом, но им не слышим. Устройство при помощи инфразвука способно передавать голосовые приказы, которые как бы сами собой возникают в мозгу и заставляют людей действовать определенным образом. За глаза (условно) это устройство было названо «голосом Бога».

Сотрудник британского представительства Jane`s Information Center Майк Макбрайд заявляет, что при помощи специальных модуляторов голос любого человека можно сделать похожим на оригинал голоса лидера. В дальнейшем начитывается нужный текст, записывается на пленку и транслируется, в том числе по радио и телевидению.

Применение оружия

Представляет интерес совместное применение в ходе боевых действиях различных видов пока несмертельных видов оружия, что в итоге позволяет достигать высокого психологического воздействия.

Заслуживает серьезного рассмотрения гибрид оптического и акустического оружия. За счет малой рассеивающей способности лазера можно использовать т.н. «эффект 25-го кадра», известный как визуальное зомбирование. Сочетание лазера с 25-м ключевым кадром, в котором содержится нужная информация, с «голосом Бога», несущим «благую весть подчинения», оказывает на психику людей очень сильное воздействие. Умелое сочетание этих видов оружия с химическими веществами наркотического действия типа ЛСД может привести к высокой итоговой эффективности несмертельного воздействия. Против подобного симбиоза комплексного воздействия на врага или восставшее население уже не будет необходимости применять обычные виды вооружений, способные привести к массовым смертельным потерям.

Хорошо известно, что при взрыве заряда мощностью в 1 кг тротила возникает боль в ушах на расстоянии до 200 м, а смертельный исход наступает в пределах нескольких метров, что, в общем, соответствует поражающим факторам обычного оружия. Эффект создания «цепочки» взрывов небольшой мощности, частота которых будет соответствовать инфразвуку, позволяет использовать это воздействие на живую силу. При этом величина акустической мощности может достигать мегаватт, а уровень звука вблизи источника 180 дБ. Уровень звука свыше 185 дБ вызывает разрыв барабанных перепонок. Более сильная ударная волна (около 200 дБ) приводит к разрыву легких, а при уровне около 210 дБ наступает смертельный исход.

Следует отметить, что поражающее воздействие акустического оружия в ощутимых масштабах было осуществлено Великобританией в ходе борьбы с массовыми беспорядками в Северной Ирландии. Там же с подобными целями прошли испытания источники инфразвука на основе нелинейного наложения двух ультразвуковых пучков.

Слабые места акустического оружия и защита

У акустического оружия существуют проблемы дозировки и восприимчивости, которые индивидуальны. Подвергнутые воздействию звука одной и той же интенсивности, одни люди могут лишиться слуха, в то время как другие претерпят лишь временный сдвиг порога слышимости.

Практически все специалисты сходятся в том, что вследствие довольно высокой уязвимости слухового аппарата необходимо прежде всего обеспечивать его защиту. Для защиты барабанной перепонки уха могут быть использованы резиновые наушники или простейшие «затычки», перекрывающие вход в звуковой канал, способные уменьшить силу звука на 15-45 дБ при частотах порядка 500 Гц и выше. При более низких частотах (ниже 250 Гц) наушники менее эффективны. Для предохранения от воздействия импульсного звука на уровне 160 дБ и выше целесообразным является сочетание наушников и звукопоглощающего шлема, которое будет довольно эффективным в диапазоне 0,8-7 кГц, обеспечивая снижение давления звука на 30-50 дБ. Более сильное ослабление звука наружной защитой не обеспечивается.

Более сложной задачей является защита всего тела человека. Это возможно обеспечить путем создания герметичных камер или оболочек, которые должны обладать достаточной жесткостью, чтобы не вибрировать и не передавать колебания внутрь. Представляет большой интерес применение средств индивидуальной защиты на основе наполненных воздухом (газом) надувных емкостей встроенных в средства индивидуальной защиты. На эти средства индивидуальной защиты с внешней стороны можно наносить защитные или экранирующие покрытия, которые будут усиливать защитные свойства не только от акустического воздействия, но и от других видов оружия массового поражения, в том числе разрабатываемых на основе новых физических принципов.

Для создания защиты также могут использоваться пористые и звукопоглощающие материалы. Однако при этом необходимо учитывать, что на низких частотах механизм поглощения теряет свою эффективность в том случае, когда толщина защитного слоя становится тоньше четверти длины звуковой волны (для 250 Гц это 0,34 м). Высокий защитный эффект в принципе возможен при применении средств индивидуальной защиты, оснащенных встроенными надувными емкостями, которые при необходимости наполняются воздухом (газом).

Страна, которая первой официально примет на вооружение звуковое оружие и разработает высокоэффективные средства индивидуальной и коллективной защиты против него - получит реальное превосходство в вооружении. Вероятно, в этом случае даже обладание ядерным оружием перестанет быть главным фактором независимости.

Храмовый перезвон противостоит эпидемическим заболеваниям

Звук может принести немало бед. Но при умелом применении еще больше от него можно получить хорошего.

На Руси издавна было известно, что храмовый перезвон способен противостоять вспышкам эпидемических заболеваний, от чего в случае болезней в православных храмах постоянно звонили в колокола. При этом, оказывается, не только оповещали округу о страшной беде и таким способом ограничивали контакт с больными и распространение заболеваемости (карантинные мероприятия), но и боролись с бактериями и микробами.

Самое интересное, что это, на взгляд материалистов, абсурдное утверждение подтверждено научными опытами. Создаваемые колоколом неслышимые ухом вибрации ультразвукового диапазона превышают 25 кГц и способны воздействовать на возбудителей инфекционных болезней и повышать иммунитет. Средний спектр возникающих при колокольном звоне звуков (100 Гц - 20 кГц) увеличивает капиллярный крово- и лимфоток, а низкий (40–100 Гц) успокаивает психику. Бактерицидными свойствами обладает ультразвук диапазона 20 кГц («Микробиология», Пяткин К.Д.- Москва, 1971), который в настоящее время используется для стерилизации пищевых продуктов, изготовления вакцин и дезинфекции предметов. При этом ультразвук низкой и средней интенсивности вызывает в тканях человека положительные биологические эффекты, стимулирует протекание физиологических процессов, чем в целом способствует выздоровлению.

Естественно, что параметры эти объективны, а значит, действуют не только на верующих людей, но и на всех в равной степени. Поэтому внутри и вокруг церквей существует свой чрезвычайно полезный микроклимат, способный излечивать не только душевные раны, грипп и простуду, но и более серьезные болезни.

Хорошо известно, что звуки леса лучше всякого лекарства снижают у пациентов кровяное давление. Прекрасным воздействием обладает и музыка. Специалисты выяснили, что желудочно-кишечный тракт имеет резонансную частоту ноты «фа». Нота «до» способна излечить от псориаза, а сочетание нот «си», «соль» и «до» чрезвычайно полезно онкобольным.

Несмертельное оружие LRAD

Американские солдаты в Ираке получили новое несмертельное оружие LRAD, передающее оглушительный шум в направленном луче - 150 дБ на частотах 2100-3100 Гц. Подобные устройства США начали применять на военных кораблях с 2000 года, чтобы препятствовать приближению небольших лодок на опасное расстояние. Теперь же разработчик LRAD, «Американская технологическая корпорация», заключила с армией контракт на поставку мобильных систем морской пехоте. Официально LRAD ещё не принят на вооружение - в Ираке пройдут её испытания. Система будет использоваться как средство сдерживания, поскольку солдатам часто приходится иметь дело с разгневанными толпами людей. Эксперты считают, что хотя система и относится к несмертельному оружию, длительное воздействие звуковой пушки может быть чрезвычайно опасным для здоровья человека.

Звуковое оружие спасло пассажиров круизного лайнера

Экипаж круизного лайнера Seabourn Spirit дал достойный отпор морским пиратам, применив против них звуковое оружие, во время захвата бандой судна у берегов Сомали. По счастью, корабль был оборудован системой LRAD - Long Range Acoustic Device (Звуковое устройство дальнего действия). Оружие относится к классу нелетальных и воздействует на нервную систему человека особым, невыносимым на слух звуком. Под действием направленной звуковой волны пираты были вынуждены отступить. Seabourn Spirit находился на расстоянии 100 миль от Сомали, когда пираты начали обстрел корабля из гранатометов и автоматического оружия, а затем, пытаясь попасть на борт, ранили одного из членов экипажа. Капитан дал команду использовать против нападающих LRAD, а чтобы оторваться, изменил курс и увеличил скорость движения корабля.

Нелетальное звуковое оружие LRAD было разработано по инициативе Пентагона после нападения террористов на корабль ВВС США «Cole» в Йемене в 2000 году. Боевая модель звукового оружия весит порядка 45 фунтов, имеет полусферическую форму и производит узконаправленный пронзительный звук высокой частоты, который разработчики сравнивают со звуком пожарной сирены, только гораздо громче. Если пожарная сирена способна на 80-90 дБ, то максимальная громкость LRAD составляет 150 дБ.

Новое супероружие - детский плач

Пентагон занимается разработкой нового типа оружия, в котором в качестве поражающего фактора будет использоваться звук. Американское звуковое оружие будет использоваться для «отпугивания» вражеских войск. Один из самых страшных звуков для человека - плач ребенка. Звуковое оружие будет иметь направленное действие, причем специальная «гиперзвуковая акустическая система» предусматривает воспроизведение «детского плача» только когда два ультразвуковых сигнала достигнут жертвы. Владелец звукового ружья устрашающих криков (проигрываемых, кстати, задом наперед) не услышит. Громкость звука составит 140 децибел, что сравнимо с грохотом реактивного пассажирского авиалайнера, взлетающего прямо у вас над головой. Предполагается, что после звуковой атаки вражеские солдаты в страхе разбегутся с поля боя.

Против израильских демонстрантов применено звуковое оружие

Уникальная разработка израильских ученых представляет собой акустическую систему, излучающую болезненные звуковые волны. Официальные представители Армии обороны Израиля подтвердили использование новой тактики при разгоне демонстраций в районе палестинской деревни Билин (Рамалла - Иудея). По словам источников в пресс-службе, звуковые волны особой частоты способны разогнать любую агрессивно настроенную толпу. Технология разрабатывалась израильскими учеными около четырех лет, но в реальной ситуации была использована впервые. Сообщить какие-либо дополнительные подробности в ЦАХАЛе отказались.

Фотограф Associated Press сообщил, что странного вида автомобиль ЦАХАЛа прибыл на место демонстрации против строительства забора безопасности практически к ее концу, когда демонстрация чуть было не переросла в открытое противостояние. Остановившись на расстоянии 500 метров от толпы, автомобиль выпустил по ней несколько звуковых волн, каждая продолжительностью около минуты. Несмотря на то, что звук не был громким, демонстранты были вынуждены закрыть уши руками. Через некоторое время демонстранты, пытавшиеся помешать строительству заградительного сооружения, были вынуждены разойтись.

Этнический аспект звукового оружия

Торсионные, микролентонные и другие недавно открытые частицы обладают колоссальной проницаемостью. Генераторы подобных частиц создаются, к примеру, в Зеленоградской лаборатории. Из инструкции одного из таких приборов: «Прибор настраивается на индивидуальные волновые характеристики человека. Очевидно, возможна настройка на параметры целого этноса. При этом для решения расовых проблем уже не нужны концлагеря. Все происходит абсолютно незаметно. Объект либо вымирает, либо теряет свои национальные черты»…

Владимир Головко

» в странах западной Европы. На сегодняшний день именно «зомбирование» представляется наиболее вероятным способом воздействия на массы. И речь идет не столько о биологическом (химическом) оружии, сколько о психологическом.

К слову, американские спецслужбы в свое время разработали целых четыре программы по управлению сознанием людей при помощи сочетания гипноза и психотропных препаратов (то время, когда активно тестировался препарат LSD), сообщает Voindao.ru.

Не отставали от американцев и наши спецслужбы: психофизическая подготовка личного состава КГБ перед ответственными и опасными операциями уже перестала носить гриф «Совершенно секретно».

Специально сформированные отделы служб государственной безопасности разных стран всегда были очень озабочены возможностями массового воздействия на человеческое сознание.

Стоит ли говорить о том, что исследованиям психологического оружия военными учеными внимания уделяется не меньше, чем, например, ядерным — при Пентагоне был даже создан «Отдел специальной разведки», штат которого составляли свыше семидесяти экстрасенсов и ясновидящих.

Однако такие «сверхспособности» редко удовлетворяют официальные науки и власти, ведь сегодня более понятной кажется такая техника, которая позволяет одним лишь включением нужной «кнопки» сводить с ума тысячи людей.

В какой стадии сейчас находятся такие разработки доподлинно неизвестно, однако можно предположить, что с нынешним темпом развития технологий, возможно уже происходят испытания чего-то подобного.

Методы воздействия на психику людей различны, а современные технологические достижения позволяют даже во время казалось бы безобидного публичного просмотра фильма в кинотеатре или телевизионной передачи, вложить и незаметную программу («25-й кадр»).

Хотя есть и некоторые научно доказанные факты, подтверждающие вероятность воздействия на психику человека через, скажем, .

Таким образом, попасть под чужое воздействие на свою психику человеку сегодня очень просто. И мало, кто сможет этому противостоять. Ведь неизвестно, на что способны современные спутниковые системы, кроме выполнения своих официальных функций.

Продолжение следует…

О том, что звук обладает целебными свойствами, люди знали еще в незапамятные времена. В Древнем Египте хоровое пение использовали для лечения бессонницы, в Древней Греции с помощью звуков трубы избавляли от расстройств нервной системы.

Ученые доказали, что даже простое пение от души ежедневно в течение 20-30 минут оказывает положительное воздействие на организм человека. Все потому, что пение активизирует дыхательную систему, улучшая снабжение организма кислородом и увеличивая его защитные силы.

СКОРАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Звукотерапия — метод лечения звуком. Звук имеет не только эмоциональное воздействие, он создает в организме человека биорезонанс. Звучание определенных музыкальных инструментов используется в звукотерапии для восстановления психологического состояния человека, а некоторые из них даже способствуют оздоровлению органов, настраивая весь организм на исцеление.

Например, скрипка — своего рода бальзам для душевных ран, флейта помогает снять раздражительность и благотворно влияет на дыхательную систему. Струнные инструменты, кларнет и барабан стабилизируют кровяное давление и работу сердца. Пианино положительно воздействует на почки, мочевой пузырь и щитовидную железу.

Саксофон повышает сексуальную активность, аккордеон и баян исцеляют органы брюшной полости, труба лечит радикулит, цимбалы — печень. Орган способствует мыслительному процессу и гармонизирует потоки энергии в позвоночнике.

Терапевтический эффект возникает из-за частотных колебаний различных звуков, которые резонируют с различными органами тела. По мнению специалистов, желудочно-кишечный тракт соответствует резонансной частоте ноты фа, нота до помогает избавиться от псориаза, сочетание нот си, соль и до можно применять в лечении онкологических больных.

Медитативная и религиозная музыка помогает сохранить молодость, джазовые ритмы стимулируют кровообращение и сердечную деятельность, классическая музыка успокаивает нервную систему и улучшает настроение.

Оказывается, звуки, даже непродолжительные, могут создать настроение на целый день. Самые приятные для человеческого уха звуки — это журчание воды, утреннее пение птиц, мурлыканье кошки, стук дождя по крыше, потрескивание поленьев в костре, шум морского прибоя и хруст свежего снега. Кстати, воздействие звуками природы — одно из направлений звукотерапии, особенно полезное для жителей мегаполисов.

На первом месте находятся звуки, издаваемые дельфинами: они помогают людям с различными заболеваниями головного мозга и лечат от бесплодия. Терапевтический эффект наблюдается в 70% случаев.

Очень интересна терапия тибетскими целебными чашами, существующая уже около 2 тысяч лет и объединяющая в себе массаж и звукотерапию. Изготовленные из специального сплава чаши ставят на тело пациента и водят по их краям сосновой или палисандровой палочкой, извлекая таким образом уникальные звуки. Звуковая вибрация распространяется по всему телу, благотворно воздействуя на внутренние органы.

Еще один пример звукотерапии, используемый людьми издавна, это колокольный звон, иначе говоря, молитва в звуке. В свое время колокольный звон спасал целые поселения от эпидемий. Невероятно, но ученые смогли подтвердить, что звук колоколов действительно воздействует на болезнетворные микробы. Кроме того, он избавляет от бессонницы, нервозности, депрессивных состояний и беспричинных страхов.

Звуковые вибрации, исходящие от колокола, несут человеку исцеляющую и обновляющую энергию. Известно, что энергосущности и подселенные человеку духи боятся колокольного звона, поэтому для их изгнания чаще всего его используют одновременно с энергетической чисткой ауры.

РЕЦЕПТ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕСЕНКИ

Наш голос — это тоже звук. Научно установлено, что те или иные звуки, произнесенные нами, вызывают определенное терапевтическое воздействие, то есть наши голосовые связки — своего рода инструмент исцеления. Когда мы поем, только 20% звуковых волн уходят вовне, остальные остаются в нас, вызывая резонанс во внутренних органах. На этом явлении основана вокалотерапия, причем наиболее эффективной она бывает, если поющий интуитивно находит звуки, необходимые для его организма.

Иногда мы применяем вокалотерапию, даже не имея понятия об этом. Когда человек испытывает острую боль, его никто не заставляет кричать или стонать, однако эти звуки имеют обезболивающее воздействие.

Исследователи пришли к выводу, что стоны активизируют одни участки головного мозга и замедляют активность других. У стонущего человека происходит выброс в кровь эндорфинов, которые снимают болевые ощущения лучше морфия. Поэтому, если вас беспокоит боль, не стоит стесняться или употреблять обезболивающие препараты, просто позвольте себе постонать, хотя бы негромко.

То, что вокалотерапия не блеф, а научно обоснованная методика, было установлено еще в начале прошлого века Владимиром Бехтеревым — основоположником рефлексологии. По его инициативе был создан комитет по изучению терапевтических эффектов звука, в составе которого были ученые и музыканты. Опытным путем удалось установить, что музыка действительно положительно влияет на человеческий организм, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную и центральную нервную системы.

Оказывается, за восприятие музыкальных звуков отвечает та же часть мозга, что и за дыхание и сердцебиение, то есть за то, что происходит автоматически. В настоящее время с помощью вокало-терапии успешно борются с расстройствами психики: апатией, депрессией, неврозами, фобиями и даже с шизофренией. Эту методику назначают людям, страдающим различными заболеваниями дыхательных путей, так как пение развивает легкие, увеличивая их объем.

Чтобы использовать вокалотерапию для улучшения здоровья, совсем необязательно иметь выдающиеся голосовые данные и абсолютный слух. Но, зная какой звук оказывает воздействие на тот или иной орган, вы можете составить для себя свою собственную лечебную песенку. Песенку надо петь сидя в удобной расслабленной позе, опустив руки вдоль туловища и мысленно сосредоточившись на проблемном органе. Звуки следует произносить на выдохе, вполголоса, делая 10-12 повторов через каждые 2-3 секунды.

Звук «а» стимулирует работу сердца, снимает спазмы и исцеляет желчный пузырь.

Звук «е», пропетый на высоких тонах, воздействует на трахею и щитовидную железу. «И» положительно влияет на сердце и зрение, активизирует работу головного мозга, прочищает носовые пазухи, стимулирует тонкий кишечник.

Звук «о» отвечает за позвоночник, сердце, поджелудочную железу. «У» выравнивает дыхание и лечит почки, мочевой пузырь, а также половые органы. Звук «ы» воздействует на дыхание и слуховой аппарат. «Э» стимулирует мозговую деятельность. Звук «ю» снимает боль, исцеляет почки и мочевой пузырь.

ГРОМКИЙ ЗВУК — ВРАГ ЧЕЛОВЕКА

С точки зрения медицины громкие и агрессивные звуки имеют отрицательное воздействие на внутренние ритмы организма и работу некоторых органов человека.

В качестве примера можно привести современную электронную музыку в стиле хип-хоп, хард-рок, которая, как известно, пишется на низких частотах и имеет воздействие, похожее на грохот землетрясения, обрушение зданий, сход снежной лавины. На уровне подсознания человек чувствует угрозу, что нередко приводит к упадку сил и депрессивному состоянию.

Кроме того, низкие частоты могут нарушать функции различных желез, изменяя не в лучшую сторону гормональный фон. Они воздействуют на уровень инсулина в крови, а на психологическом уровне лишают человека способности к самоконтролю. Также негативно действует на организм бранная и нецензурная речь, песни с негативным подтекстом.

Отдельная тема — искусственные техногенные звуки, которые влияют на нервную систему: шум автомобильного транспорта, работающая под окном строительная техника, шум прогреваемого соседом двигателя автомобиля, музыка, воспроизводимая на плохой аппаратуре, грохот металлорежущих и других станков, визг электропилы.

Таких звуков, воздействию которых подвергается каждый второй житель крупных городов, можно привести в пример огромное количество. Они раздражают нервную систему, вызывая тревожное состояние и утомление. Исследователями установлено, что у людей, живущих в городе, глухота наблюдается значительно чаще, чем у сельских жителей.

Старайтесь «убежать» от этих вредных звуков, почаще выезжайте на природу, слушайте пение птиц, плеск воды, шелест листвы. Ну а если у вас нет такой возможности, то, вернувшись домой с работы, послушайте диск, на котором записаны звуки природы, отлично разгружающие нервную систему.

Галина МИННИКОВА

Звук - это колебания, которые распространяются в упругих средах, например, в воздухе или в воде. Любой предмет, если его заставить вибрировать, становится источником звука . Природу рождения звуков наглядно можно представить так.

Если произвести резкое смещение частиц упругой среды в одном месте, то в этом месте увеличится давление. Благодаря упругим связям частиц давление передаётся на соседние частицы. Те, в свою очередь, воздействуют на следующие, и область повышенного давления как бы перемещается в упругой среде. За областью повышенного давления следует область пониженного давления, и, таким образом, образуется ряд чередующихся областей сжатия и разрежения, распространяющихся в среде в виде волны. Каждая частица упругой среды в этом случае будет совершать колебательные движения. Так рождается продольная волна.

В дыхательном аппарате человека. Если бы воздух проходил через наши органы дыхания беспрепятственно, то мы бы не произносили никаких звуков. Но в нашей дыхательной системе есть такие препятствия. Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом .

Мы можем говорить (а также кричать, петь, шептать) только на выдохе, когда воздух выходит из легких наружу через рот и нос. В нашей дыхательной системе есть участок между трахеей и глоткой, который называется гортанью . Гортань - это хрящевая трубка, покрытая изнутри слизистой оболочкой. Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща и расположенным впереди входа в гортань. Слизистая оболочка гортани имеет складки, выступающие в ее полость и содержащие связки и мышцы. Эти складки называются голосовыми складками (их еще называют голосовыми связками ). Щель в гортани между голосовыми связками называется голосовой щелью . Именно вибрация складок при прохождении воздуха через голосовую щель создает звуковую волну и тем самым рождает голос.




Гортань человека во время вдоха (а) и выдоха, сопровождаемого речью (б):
1 - надгортанник, 2 - голосовые связки

Мышцы гортани способны изменять положение ее хрящей. В результате могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Размеры голосовых связок определяют тип голоса: у людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.

Кроме органов дыхания и места возникновения звуков – гортани к голосовому аппарату относятся артикуляционный аппарат и резонаторы .

Артикуляция (от лат. articulo – "расчленяю") – это работа органов речи при образовании звуков. Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи . Помимо голосовых складок к артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нёбо, глотка, зубы.

Характер звука зависит от того, создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат. Шум возникает, если воздушная струя встречает на своем пути дополнительные препятствия - органы ротовой полости. Если шума при образовании звука не происходит, мы имеем дело с гласными звуками - [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Если к голосу присоединяется шум, возникает согласный звук. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими (например, [д], [з], [м], [в]). Согласные звуки, которые состоят только из шума, (например, [т], [с], [ф], [п]) называют глухими. Голосовые складки при образовании глухих согласных не колеблются.

Подвижные органы артикуляционного аппарата (язык, губы) называют активными , неподвижные - пассивными (верхняя губа, верхние зубы, та или иная часть неба).

По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные . По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – "звучу в ответ", "откликаюсь") – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты.

Различают головной и грудной резонаторы. За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, а за счет нижних – силу, мягкость, полноту звука. К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок - носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи. К нижним резонаторам относятся трахея, бронхи и легкие. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости.

Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи).

В результате прохождения звуковых волн через резонаторы приобретается характерный для каждого человека тембр голоса. Тембр является уникальным индивидуальным качеством человека, отличающим его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Бывает, что можно не узнать по лицу человека, которого не видели много лет, но характерные элементы тембра человека остаются постоянными всю его жизнь, и никакие дурные привычки или специальные упражнения не могут его изменить.

Говоря об органах, составляющих голосовой аппарат, нельзя забывать про центральную нервную систему. Специальные речевые центры головного мозга организуют их функции в единый, целостный процесс звукообразования, который является сложным психофизическим актом.

Слышимые человеком звуки - это только те колебания, которые воспринимаются нашим слуховым аппаратом. Не все колебания тел могут быть уловлены ухом, а только те, которые находятся в промежутке от 16 до 20000 Герц. Звуки ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуками, выше - ультразвуками.
Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама