THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Учебник для 6 класса

Литература

Двусложные размеры стиха

Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. Но что же сходного в строках с разными словами, разными предложениями? Рассмотрим строки стихотворения «Зимнее утро»:

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный...

Чем похожи эти строки? Тем, что в них одинаково расположены ударные и безударные слоги. В каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный. Такие стихи называются двусложными .

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги, называется ямбом . Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом.

Теперь возьмём другие строки:

Здесь тоже повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги, называется хореем .

Итак, двусложных размеров всего два: ямб и хорей. Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов, это самые распространённые размеры в русской поэзии.

Вопросы и задания

  1. Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Стихотворные размеры. Двусложные размеры. (6-7 класс)

    Изучение стихотворных размеров (ямб, хорей)

    развитие умения определять стихотворные размеры

    воспитание внимательного слушателя

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальные, самостоятельные

Ход урока

    Орг. момент.

    Вступительное слово.

Стихи звучат по-особому. В этом вы уже неоднократно убеждались. Уже знаете, что особое звучание речи придают ритм и рифма.

Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).

Рифма – Созвучие концов стихотворных строк (Толковый словарь С И Ожегов)

    Изучение нового материала.

Также многие стихотворения делятся на строфы, существуют различные типы строф

Сейчас мы научимся определять, чем же, помимо ритма и рифмы отличается одно стихотворение от другого. Это отличие определяется в метре.

Метр – поэтический размер. Таких размеров всего 5.

Стихосложение

Двусложные размеры Трёхсложные размеры

Ямб Хорей Амфибрахий анапест дактиль

Сегодня на уроке мы будем работать с двусложными размерами.

Для того чтобы научиться определять поэтический размер вам необходимо прежде всего усвоить несколько простых терминов.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха. . Стопы могут быть двусложные и трёхсложные. Двусложные – это когда в стопе один ударный и один безударный слог. (__/; /__)

Трёхсложные -в них один слог ударный, 2 безударных (__/ __)

А сейчас подробнее остановимся на двусложном размере стиха.

Запишем два стиха из стихотворения А. С. Пушкина и попробуем определить тип стопы и размер стихотворения.

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет

Вих/ри снеж/ные /кру/тя

Перед нами двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Другой пример:

Зи/ма. /Кресть/я/нин/, тор/жест/ву/я,

На/ дров/нях/ об/нов/ля/ет путь.

Ямб – двусложный размер с ударением на 2-м слоге.

Задание по рядам:

1-й ряд определяет: Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман (ямб)

Мчатся тучи, вьются тучи (хорей)

2-й ряд: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром (ямб)

Трещит затопленная печь,

Приятно думать у лежанки (ямб)

3-й ряд: Мороз и солнце! День чудесный… (ямб)

Тучки небесные, вечные странники (хорей)

Итог урока: продолжите предложения:

    Ямбом называется….

    Хореем называется…

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .

Мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Сегодня мы с вами изучим трехсложные стихотворные размеры .

Для начала сравните две строчки из стихотворений Николая Гумилева:

Он не солгал нам, дух печально-строгий…

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…

Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб . А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий . Ритмическая схема его такова:

– / – – / – – / – – / – – /

Скобочками обозначим стопы:

(– / –) (– / –) (– / –) (– / –) (– /)

Мы видим, что в трехсложном размере в одной стопе находятся два безударных и один ударный слог . Возникает вопрос: а как отличить трехсложный размер от двусложного ? С этим вопросом сталкиваются, как правило, все начинающих стихотворцы и студенты 1 курса филологического факультета. Многие не понимают, как определить, какая перед ними стопа – двусложная или трехсложная, – если не знают заранее размер стихотворения.

А это очень просто.

В двусложном размере – между двумя ударными слогами находится один безударный: /–/.

В трехсложном размере – между двумя ударными слогами находятся два безударных: /– –/.

В четырехсложном размере (пеоне) – между двумя ударным слогами находятся три безударных: / – – – /.

Заметили систему? Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.

Теперь о названиях. Трехсложных размеров, как видно из названия, три. Называются они так:

– ДАКТИЛЬ;

– АМФИБРАХИЙ;

– АНАПЕСТ.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге стопы (ударные слоги в строке 1, 4, 7, 10 и т.д.):

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

(Н. Некрасов)

Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге стопы (ударные слоги в строке 2, 5, 8, 11 и т.д.):

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.(Н. Некрасов)

Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге стопы (ударные слоги в строке 3, 6, 9, 12 и т.д.):

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции.

Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.

Практика.

1. Найдите в своих стихах трехсложные размеры и сравните их со стихами, в которых вы используете двусложные.

2. Попробуйте переделать любое стихотворение, написанное в двухсложные размере, в «трехсложник» или наоборот. Сделайте выводы.

На уроках письменности в средней школе обязательно проходят стихотворные размеры. Как определять их и что они вообще означают - узнаем дальше.

Значение

Как определить стихотворный размер стихотворения? Сначала нужно разобраться с понятием этих слов. Стихотворным размером называют частную подачу стихотворения, его индивидуальную ритмику и вариацию. Стихотворные размеры - обязательная составляющая анализа любого стиха.

Стихотворные размеры: как определять

Чтобы научиться разбирать размеры стихов, стоит ознакомиться с его видами и главными частицами. Важным элементом в определении размера является стопа.

Она означает группу слогов, которых связывает одно ударение. Второстепенную роль играет сам слог. Именно от ударного слова зависит яркость и эмоциональность стиха.

Виды

В русском языке более актуальна в стихотворении длина строки. Ярким примером этого выступает ямбический метр. Он может быть:

  • одностопным;
  • двухстопным;
  • трехстопным;
  • четырехстопным и так далее.

Характеристики размера стиха могут давать цезуры (необходимость паузы в ритмике стиха) или каталектики (окончание строки неполной стопой).

Виды стихотворных размеров

Метрическая составная и ритмика любого стиха устанавливает стихотворные размеры. Как определять их? Для этого нужно запомнить следующие пояснения:

1. Односложный размер, он же брахиколон - размер однодольный, в каждой стопе которого содержится маленькое слово, состоящее из одного слога. При этом в строке может быть несколько стоп.

Пример: Ночь, день. Свет, тень. Вдруг звук. То - стук.

2. Двусложные размеры. К ним относят хорей - размер двудольный, в стопе ударение ставится на первом слоге.

Пример: Туча темная, ночь огромная.

Ямб также относится к двудольному размеру. От хорея он отличается постановкой ударения на последнем слоге стопы. Парные слоги являются ударными в строке.

Пример: Наряжены мы вместе город ведать. Но, кажется, нам не за кем смотреть.

3. Трехсложные: это дактиль, амфибрахий, анапест.

Дактиль - трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Это означает что начальный первый слог дактиля ударный, и последующие два безударные. Затем идет вторая строка, в которой ударными получаются слоги: четвертый, пятый и шестой.

Анапест является трехсложным размером со вторым ударным слогом. Первый и третий слоги не имеют экспрессивного оттенка, они безударные. Вторая стопа стихотворения такова: пятый - ударный, четвертый и шестой - безударные.

Амфибрахий представляет собой размер трехсложный, где ударение ставится на последнем слоге, а первые два - безударные.

Логаэд

Вышеуказанные стихотворные размеры основываются на последовательном порядке нескольких схожих стоп. Это является главным отличаем их с логаэдом. Последний означает строчный размер, в котором чередуются несколько разных стоп.

Например: Сегодня мрачный день. Кузнечиков хор спит. И сумрачных скал сень темней гробовых плит.

Как определить стихотворный размер

Если вы работаете над сочинением, что подразумевает полный анализ стихотворения, вам непременно не помешает проанализировать его стихотворные размеры. Как определять их и для чего? Потому что поэтическое произведение требует оценки именно по ритму и своему звучанию. Эта мелодичность стиха и образует само стихотворение. Поэтому каждый филолог знает, что стих не разбирается без определения в нем стихотворного размера.

Вторая важная задача в определении

Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера.

Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей - более нежен и спокоен.

Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи.

Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров. Такие произведения любил сочинять Некрасов.

Стихотворные размеры в таблице на примере двухсложных размеров представлены далее.

Давайте рассмотрим произведение "Зимнее утро" А. С. Пушкина.

Определите стихотворный размер:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Поэтическое произведение "Зимнее утро" само по себе состоит из 30 строчек. Это четырехстопный ямб, придающий стиху мажорность и выразительность. Строки стихотворения рифмуются таким способом: 1-2, 3-6, 4-5.

Как научиться писать стихи

Выразить свои мысли и чувства не всегда получается сказанными словами. Порой легче написать к какому-нибудь особенному эпизоду стихи. Но так ли это просто? Итак, если вы хотите опробовать это ремесло, то начните с самых простых правил:

1. Талантливы вы или нет, но вы должны помнить, что какие бы стихи вы не собрались писать (одно-, двух-, трехсложные), вам необходимо начать с простого.

2. Рифма к слову должна идти в соседней строке или через строку.

3. Избегайте сложных слов и словосочетаний, а также банальных рифм типа "любовь-морковь".

4. Начните творчество с обычного поздравления дорогого вам человека. Поздравление в открытке, написанное вашими собственными словами - редкий и оригинальный подарок.

5. Перед тем как начать писать стих, подготовьтесь. Например, выпишите на листок слова, которые обязательно будут присутствовать в вашем поэтическом произведении. После чего подберите к ним несколько рифм.

6. Напишите примерный текст того, о чем хотите сказать в прозе.

7. После того как напишите свое стихотворение, прочитайте его внимательно несколько раз. Если почувствуете несостыковку по звучанию или смыслу - попробуйте изменить предложение или заменить какое-то слово.

Если будете следовать этим нехитрым правилам, у вас должен будет получиться простой ямб - поздравление, написанное на мажорной ноте!

Вывод

Теперь мы узнали, что такое стихотворные размеры. Как определить, на какой ноте написан стих, и его ритмику, мы так же разобрались. Если в будущем вам необходимо будет проанализировать написанный автором стих, вы сделаете это с легкостью. А если захотите творить поэзию самостоятельно, то предпосылки того, с чего начать и с какой ритмикой писать, у вас уже есть.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама