THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

К Дню космонавтики на экраны страны выйдет фильм Дмитрия Киселева «Время первых». Картина рассказывает о Павле Беляеве и Алексее Леонове - первых людях, шагнувших в открытый космос. Продюсеры фильма Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов решили напомнить о подвиге экипажа корабля «Восход-2» и рассказать в подробностях, как это было.

Миронов не только продюсировал «Время первых», но и сыграл одну из главных ролей - Алексея Леонова. Роль его напарника исполнил Константин Хабенский, а Владимир Ильин перевоплотился в конструктора Сергея Королева.

На премьеру, кроме создателей фильма, приехали Герои Советского Союза космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов, вдова космонавта Павла Беляева, а также министр культуры Владимир Мединский, заместитель министра Александр Журавский, президент Сбербанка Герман Греф, певец Филипп Киркоров, актер Сергей Безруков с супругой Анной Матисон, телеведущая Елена Малышева, певица Юлия Самойлова и другие известные персоны.

Гостей премьеры создатели фильма призвали быть первыми и начать помогать тем, кто в этом нуждается больше остальных. В фойе стояли волонтеры благотворительных фондов Миронова, Бекмамбетова и Хабенского, принимавшие пожертвования. Среди неравнодушных оказался и Алексей Леонов. К «Времени первых» он имеет непосредственное отношение - космонавт консультировал кинематографистов.

Именно Леонов рассказал режиссеру Дмитрию Киселеву о проблемах, возникших во время полета на борту корабля. Подтверждение его слов Киселев нашел в архивах, прослушав более 70 часов радиопереговоров космонавтов с ЦУПом.

Наша картина очень сильно приближена к реальности 1965 года: все этапы подготовки к полету, все проблемы отражены в ней, - признался «Известиям» Дмитрий Киселев. - Мы даже показали факты, которые до недавнего времени были засекречены. Но 50 лет прошло и теперь информация доступна.

Оказалось, что на корабле из-за неисправности оборудования возник переизбыток кислорода. Экипаж мог погибнуть, корабль - взорваться. Но космонавты устранили неполадки и вручную посадили «Восход-2». Об этом молчали, ведь в СССР техника не ломалась. Правда, найти космонавтов долго не удавалось. Сигналы морзянки, которые в критической ситуации начали передавать Леонов и Беляев, засек не ЦУП, а две немецкие радиолюбительницы.

Чтобы вжиться в образы космонавтов, актерам пришлось пройти настоящую космическую подготовку, что подтвердила мама Евгения Миронова Тамара Петровна.

Я знаю, чего сыну стоили эти съемки, - рассказала Тамара Миронова. - Они с Костей мерзли в лесу, кувыркались в барокамере, так что Женя даже сознание терял. Я ему говорила: «Женя, ты мог умереть, тебе же не 25». Ему советовали: «Если будет плохо, нажми на браслет». Да там даже дышать трудно, не то что нажимать на браслеты!

После премьеры «Известия» поинтересовались у Алексея Леонова, насколько экранная реальность совпала с действительностью.

Фильм мне понравился, но в реальности было еще хуже, страшнее, чем на экране, - признался Алексей Архипович. - Это невозможно перенести в кино, даже с такими возможностями, как у Тимура Бекмамбетова. Но работа актеров мне понравилась. Я горд тем, что нас с Пашей не украсили и мы в кино такие, какие были в жизни.

Министр культуры Владимир Мединский сравнил «Время первых» с фильмом Альфонса Куарона «Гравитация». И сравнение, по его мнению, оказалось не в пользу оскароносной картины.

Много чего неожиданного и трагического происходит с Джорджем Клуни и его товарищами. Но это все фантастика. А то, что случилось с нашими космонавтами, не придумано, это потрясающая, непредсказуемая, трагическая и героическая история, - поделился впечатлениями министр.

Согласиться с первыми зрителями или нет - каждый киноман сможет решить уже совсем скоро. Фильм «Время первых» выйдет на экраны 6 апреля.

Космические корабли «Восход»

«Восход» — наименование серии советских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите. Длина 5 м, поперечный размер 2,43 м. Космонавты приземлялись в спускаемом аппарате, который имел 2 парашюта. Первый из этой серии «Восход» — трехместный космический корабль; выведен на орбиту 12.10.1964; масса 5,32 т, масса спускаемого аппарата 2,9 т. Экипаж состоял из командира корабля В.М.Комарова, научного сотрудника К.П.Феоктистова и врача Б.Б.Егорова. Длительность полета 1 сутки 17 мин 3 с. 13.10.1964 «Восход» совершил посадку в 312 км к северо-востоку от г.Кустаная. По конструкции и оборудованию космический корабль «Восход» отличался от кораблей серии «Восток» — снабжен системой мягкой посадки, имел резервную твердотопливную тормозную двигательную установку (масса 145 кг), новое приборное оборудование (дополнительную систему ориентации с ионными датчиками, усовершенствованную ТВ и радиотехническую аппаратуру и другое). Задачи полета: испытание космического корабля, исследование работоспособности и взаимодействия в полете группы космонавтов, специалистов в различных областях науки и техники, проведение физико- технических и медико- биологических исследований.

«Восход-2» — двухместный космический корабль (масса 5,682 т, масса спускаемого аппарата без шлюзовой камеры 3,1 т); по компоновочной схеме, составу бортовых систем соответствует кораблю «Восход». Основные отличия: наличие у «Восход-2» шлюзовой камеры, системы шлюзования, элементов систем обеспечения и контроля выхода человека в космос. Шлюзовая камера крепится к внешней поверхности спускаемого аппарата (на верхней полусфере); на участке выведения шлюзовая камера находится в сложенном состоянии, после выведения — наддувается и устанавливается в рабочее положение. Она цилиндрической формы имеет 2 люка: один для сообщения со спускаемым аппаратом, другой для выхода в открытый космос. Наличие шлюзовой камеры в составе космического корабля позволяло сохранить герметичность спускаемого аппарата при выходе космонавта и возвращения его в корабль. «Восход-2» с экипажем в составе П.И.Беляева (командир корабля) и А.А.Леонова (второй пилот) выведен на орбиту 18.3.1965. В полете впервые в истории Леонов (в скафандре с автономной системой жизнеобеспечения) вышел из космического корабля в открытое космическое пространство; находился вне кабины в течение 20 мин, вне шлюза в открытом космосе — 12 мин 9 с, максимальное удаление от шлюзовой камеры 5 м. Леонов имел связь с кораблем с помощью фала. Основные этапы выхода передавались по телевидению и фотографировались кинокамерой. Общая продолжительность полета составила 1 сутки 2 ч 2 мин 17 с, посадка была произведена с использованием ручного контура системы ориентации, космический корабль приземлился в районе г.Перми. Запуски кораблей «Восход» осуществлялись одной из модификаций ракеты Р-7А.

19 марта – 50 лет назад (1965 г.) в Усольском районе, недалеко от истока р. Усолки, на территории Шемейного леспромхоза приземлился космический корабль «Восход-2» с летчиками-космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым и Павлом Ивановичем Беляевым на борту. Вынужденная посадка была совершена недалеко от истока р. Усолки, на территории Шемейного леспромхоза. 24 марта этого же года сессия Пермского городского Совета приняла решение присвоить космонавтам П. И. Беляеву и А. А. Леонову звание почетных граждан Перми. Были переименованы улицы: Казанский тракт в шоссе Космонавтов, Ишимбаевская — в ул. космонавта П. Беляева, Таллинская — в ул. космонавта А. Леонова. Через три года, 19 — 21 марта 1968 г., космонавты Беляев и Леонов снова побывали в Перми. На месте приземления космонавтов была установлена стела, впоследствии утраченная. 27 июля 2004 г. в Усолье, на въезде в город, был открыт памятный комплекс в честь космонавтов (скульптор Ю. Устинов). На открытии присутствовали космонавт А. Л. Леонов, участник поисково-спасательных работ в 1965 г. Р. А. Вагин, вице-губернатор Т. И. Марголина и др.

«Восход-2» (ЗКД № 4) стартовал 18 марта 1965 года ровно в 10 часов московского времени (07:00:00 по Гринвичу) с космодрома Байконур.

Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера, состоящая из 12 «пневморебер». Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов в случае непредвиденных обстоятельств помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в неё. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом (вне зоны радиосвязи с наземными пунктами слежения на территории СССР). В 11:32:54 Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, Алексей Леонов оказался в космическом вакууме. В 11:34:51 Леонов выплыл в безвоздушное пространство. Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Леонов был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. После отхождения от корабля Леонов проплывал над Чёрным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем. Во время выхода космонавт страдал от тахикардии, тахипноэ вдвое выше нормы, гипертермии до +38°C и гипергидроза. С большим трудом удалось смотать фал и вернуться к кораблю.

Алексей Леонов в открытом космосе.

Почтовый блок СССР Восход-2. Триумф Страны Советов, 1965.

На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю, космонавт вел съёмку спецкамерой С-97. В момент выхода Леонова в открытый космос Беляев воскликнул в эфире: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!».

В 11:47:00 Леонов вернулся в шлюзовую камеру, втянув себя руками в люк. В 11:48:40 был закрыт наружный люк шлюзовой камеры, и через три минуты начался наддув воздуха.Выход закончился во время пролёта корабля над Якутией. В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что скафандр Леонова сильно раздулся. Только после того как Леонов снизил дважды давление воздуха внутри скафандра (с 0,4 до 0,27 атм), он смог пройти в шлюзовую камеру. Вхождение должно осуществляться «ногами вперёд», Леонов же зашёл ввиду раздутия скафандра и несения камеры «головой вперёд». В связи с тем, что диаметр шлюзовой камеры был минимален, космонавту стоило больших усилий совершить кувырок внутри пневмошлюза для того чтобы вернуться на борт корабля. Вопреки инструкциям до заполнения шлюза воздухом Леонов открыл шлем и протёр глаза от заливавшего их пота.

Шлюзовая камера была штатно отстрелена. Однако, в результате температурных деформаций в люке образовалась щель и последовала разгерметизация. Автоматическая система увеличила подачу кислорода, что создало угрозу взрыва, аналогичную причине гибели Бондаренко и экипажа Аполлон-1. Леонов в состоянии кислородного отравления случайно шлангом включил подачу воздуха из резервных баллонов, и, через 7 часов, утечка была устранена выдавливанием элементов корпуса изнутри избыточным давлением, концентрация кислорода начала снижаться.

Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика отказала. Корабль совершил ещё один виток вокруг Земли. На следующем витке командир корабля Павел Беляев перевёл корабль на ручное управление. Из-за того, что кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90 градусов относительно пульта (и относительно исходного положения на корабле «Восток»), ручное управление кораблём было невозможно, если космонавты были пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Павлу Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение тормозной двигательной установки (ТДУ), вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате корабль приземлился в нерасчётной точке (с координатами 59°34’21.5″ северной широты и 55°29’35.1″ восточной долготы), которая находится, приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники.

Посадка произошла в заснеженной тайге в 200 км от Перми , далеко от населённых пунктов. Космонавты пробыли двое суток в тайге, пока их не обнаружили спасатели («На третьи сутки нас оттуда вытащили.» ). Это произошло из-за того, что вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Ночёвка осуществлялась в построенном на месте посадки бревенчатом доме. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах. На вертолёте Ми-6 космонавты были доставлены в Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город позже была переименована в «шоссе Космонавтов». Вечером 21 марта 1965 года космонавты прилетели на Байконур.

Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты опередили планы США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход ». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» («

советский пилотируемый космический корабль. Впервые в мире космонавт вышел из кабины космического корабля в открытый космос.

Подготовка к полёту

После первого успешного полёта многоместного космического корабля «Восход-1», была поставлена следующая цель — осуществление выхода космонавта в открытое космическое пространство. Миссия была важной вехой советской лунной программы.

Корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с кораблём «Восход-1». В корабле «Восход-1» находился экипаж из трёх космонавтов. Кабина корабля была настолько тесной, что космонавты осуществили этот полёт без скафандров. В корабле «Восход-2» было два места для космонавтов, и на корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Во время старта шлюзовая камера была в сложенном состоянии, в таком состоянии она имела размеры: диаметр — 70 см, длина — 77 см. Вес шлюзовой камеры составлял 250 кг. В космосе, шлюзовая камера надувалась. Её размеры в надутом состоянии составляли: внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1,0 метр, длина — 2,5 метра. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением, шлюзовая камера отстреливалась от корабля.

В июле 1964 года был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле «Восход-2». Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот, дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин.

Для выхода в открытый космос, в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолёте Ту-104. В салоне Ту-104 был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. Тренировки проходили во время короткого состояния невесомости, которое возникало во время полёта по параболической траектории.

9 февраля 1965 года было окончательно решено, что в космос отправятся Беляев и Леонов, дублерами будут Заикин и Хрунов. Горбатко считался запасным.

Перед стартом скафандры надели только Беляев, Леонов и Хрунов. То есть фактически перед самым стартом дублёром был только Евгений Хрунов, который был подготовлен к выполнению функции как командира, так и пилота, и, в случае необходимости, смог бы заменить или Беляева, или Леонова.

Шлюзовая камера корабля «Восход-2» и скафандр для выхода в открытый космос

Технические данные

  • Масса корабля: 5682 кг
  • Перигей: 167 км
  • Апогей: 475 км
  • Наклонение орбиты: 64,8°
  • Период обращения: 90,9 мин
  • Пройденное расстояние: 717.330 км

Полёт

«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 года ровно в 10 часов московского времени с космодрома Байконур.

Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера. Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов, в случае непредвиденных обстоятельств, помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в шлюзовую камеру. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом. В 11 часов 32 минуты 54 секунд Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, Алексей Леонов остался в космическом вакууме. В 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов выплыл в безвоздушное пространство. Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Леонов был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. Леонов проплывал над Чёрным морем, над Кавказским хребтом, над Волгой, над Иртышом, над Енисеем. Давление в скафандре космонавта поддерживалось постоянным и было равно 0,4 атм., что обеспечивало нормальную жизнедеятельность организма, но не позволяло скафандру становиться слишком жестким. Герметичная оболочка защищала космонавта от ультрафиолетового излучения, радиации, большого перепада температур, обеспечивала нормальный температурный режим, нужный газовый состав и влажность среды.

В 11 часов 47 минут Леонов вернулся в шлюзовую камеру. В 11 часов 48 минут 40 секунд был закрыт наружный люк шлюзовой камеры и через три минуты начался наддув воздуха. Выход закончился, когда корабль пролетал над Якутией.

Алексей Леонов в открытом космосе.

Почтовый блок СССР Восход-2. Триумф Страны Советов, 1965. Изображение корабля не соответствует действительности

На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю.

В свободном полете, Леонов находился 12 минут и 9 секунд, после чего возвратился в шлюзовую камеру. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что скафандр Леонова сильно раздулся. Только после того как Леонов снизил давление воздуха внутри скафандра, он смог пройти в шлюзовую камеру.

Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика не сработала. Корабль совершил ещё один виток вокруг Земли. На следующем витке командир корабля Павел Беляев перевёл корабль на ручное управление. Из-за того, что кресла космонавтов в кораблях «Восход» были повёрнуты на 90 градусов относительно пульта, ручное управление кораблём было невозможно, если космонавты были пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Павлу Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение ТДУ, вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате корабль приземлился в нерасчётной точке, которая находится, приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники.

Посадка произошла в заснеженной тайге, далеко от населённых пунктов. Космонавты пробыли трое суток в тайге, пока их не обнаружили и к ним не прибыли спасатели. Однако вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах. На вертолёте космонавты были доставлены в Пермь. Вечером космонавты прилетели на Байконур.

Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты вновь опередили американцев. Только через два с половиной месяца первый выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» с собаками Ветерок и Уголёк на борту. Этот полёт начался 22 февраля 1966 года и продолжался 20 суток. Это был последний полёт кораблей «Восход».

В это время в Советском Союзе разрабатывался новый пилотируемый корабль «Союз», который совершил первый полёт с космонавтом на борту в апреле 1967 года.

Из сообщения ТАСС 18 марта 1965 года

«

Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

»


Сегодня, 12 апреля, в России празднуют День космонавтики. Каждый космический старт в то время давался потом и кровью, и космонавты рисковали жизнью каждую секунду полета. Но как эти люди попадали в космос? Что было с ними после полетов? Оказывается, в судьбах многих из них были большие трагедии, о которых все молчат.

Павел Беляев

Фамилия космонавта Леонова известна всем, и каждый может сказать, что этот человек первым побывал в открытом космосе. Но почему-то все забывают о космонавте Павле Беляеве. Именно он руководил первым выходом человека в космос.

Космонавт Павел Беляев родился 26 июня 1925 года в селе Челищево. Он окончил среднюю школу в 1942-м и отправился работать токарем на Синарский трубный завод. В 1943 году добровольно вступил в ряды Советской армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище летчиков. Училище он окончил в 1945 году.

img.happy-giraffe.ru

Летчиком-истребителем участвовал в боевых действиях с Японией в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии ТОФ (август - сентябрь 1945 года), затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР.

С 1956 года учился в Военно-воздушной академии (ныне имени Ю. А. Гагарина), которую окончил в 1959 году. За время обучения освоил самолеты У-2, Ут-2, Як-7Б, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17 и имел общий налет более 500 часов.

kik-sssr.ru

Еще во время учебы в академии Павлу Беляеву предложили вступить в отряд космонавтов. Он согласился, не колеблясь. Уже в 1960 году был зачислен в отряд, где его выбрали старостой. С большим усердием Беляев осваивал космическую технику, в совершенстве изучил матчасть корабля, быстро овладел навыками управления. Группе будущих космонавтов пришлось проходить сложный комплекс тренировок. И важнейшая роль в них отводилась парашютной подготовке. Руководство считало, что такого рода навыки будут полезными для курсантов. В 1964 году Беляев и Леонов должны были совершить пару прыжков с задержкой по тридцать секунд. Прыжок первый прошел хорошо. Но когда они поднялись в небо еще раз, ветер усилился. Парашютисты прыгнули, и их начало сносить в сторону от нужного места. Беляев осознал, что приземление будет неудачным. Он потянул стропы, снос стал меньше, но скорость спуска увеличилась. При приземлении Беляев повредил ногу, и его отправили в госпиталь.

Началось трудное лечение. Госпиталь посещал Леонов, просивший докторов вернуть Павла скорее в строй. Прошло пять месяцев, и врачи предложили провести сложную операцию на ноге, но гарантий никаких не давали. Беляев решил не рисковать и предложил альтернативу - усилить нагрузки на ногу, и таким образом заставить кость срастись. Он брал гантели и стоял на больной ноге. Боль была адской, но будущий космонавт добился своей цели - ногу вылечил. Павел пропустил год тренировок, но смог вернуться в группу. Для этого ему пришлось сдать 7 зачетных прыжков, с которыми он справился на отлично. Начальство оценило его усилия и допустило к полетам.

www.aviaspace.ru

18 марта 1965 года Павел Беляев, космонавт от Бога, и его напарник Алексей Леонов стартовали с Байконура на борту корабля «Восход-2». Когда они вышли на орбиту, стала надуваться шлюзовая камера, присоединенная к люку корабля. Леонов, пройдя через нее, совершил первый выход человека в космос. Затем миссия пошла не так, как планировалось. Космонавтам пришлось справляться с семью авариями. Из них три были опасны для жизни, существовала опасность взрыва, отказала система управления. Чтобы перейти в режим ручного управления, Беляеву пришлось отстегнуться от кресла. Он перенаправил корабль, настроил тормозную установку и вновь вернулся на свое место.

Такие операции по ручному контролю ранее не проводились, и впервые их выполнил Беляев. Космонавт затратил на это 22 секунды. Но за это время корабль сошел с нужной траектории и отклонился от курса на 165 километров. По этой причине космонавтам пришлось приземляться в тайге. Спасатели нашли их только через четыре часа.

24smi.org

Для того чтобы посадить вертолет, спасателям нужно было подготовить специальную площадку. На это потребовалось двое суток. К тому же до вертолета пришлось добираться на лыжах. Эти дни стали самыми тяжелыми для них. На улице были 30-градусные морозы, а их одежда не была приспособлена к таким холодам. Но они справились. Спустя двое суток Леонов и Беляев были спасены.

Но после таких мучений организм Беляева сильно ослаб. После первого полета в космос он проходил подготовку к полетам на кораблях типа «Союз». В 1965 году он был произведен в полковники и получил звание Героя Советского Союза. 25 марта 1967 года по состоянию здоровья был отстранен от подготовки и заменен Валерием Волошиным.

В последние годы жизни Беляев чувствовал себя неважно. Он болел хронической болезнью двенадцатиперстной кишки, но к врачам не обращался. В декабре 1969 года его состояние резко ухудшилось, и 23-го числа он был срочно доставлен в главный военный госпиталь им. Бурденко. 24 декабря Беляеву была сделана первая операция, а 30 декабря проведено повторное хирургическое вмешательство. Однако состояние здоровья космонавта продолжало ухудшаться, возникло воспаление брюшины и сердечно-легочная недостаточность, что в конечном итоге и стало причиной его смерти. Павел Иванович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем назван кратер на Луне и малая планета (2030 Belyaev).

www.frasersautographs.com

У Павла Ивановича осталась жена и двое дочерей. Его супруга Татьяна Филипповна после смерти мужа осталась одна в Звездном городке. Ее дочери завели свои семьи, родили детей, и женщина осталась совсем одна. Она не любит давать интервью и никогда не появляется на телевидении. Она не ходит в гости, потому что боится возвращаться в пустой дом.

www.kosmonavtika.com

Первому человеку, вышедшему в открытый космос, сейчас 82 года. Алексей Леонов имеет десятки наград, орденов, почетных званий, не только российских, но и иностранных. У него есть любимая супруга Светлана Павловна и дочь Оксана.

img-fotki.yandex.ru

Со своей женой Светланой Леонов познакомился еще во время учебы в авиационном училище и буквально за три дня сделал предложение и сыграл свадьбу: нужно было возвращаться в часть. Светлана даже свадебное платье сшила всего за одну ночь. Через два года после свадьбы у Леоновых родилась старшая дочь Вика. А в 1967 году, через два года после возвращения Леонова из космоса, родилась вторая дочь Оксана. В 1996 году Виктория умерла, ей было всего 35 лет. Девушка работала Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота, и скоропостижно скончалась во время командировки после заболевания гепатитом, осложненным пневмонией. Алексей Архипович тяжело переживал смерть дочери, справиться ему помогли остальные члены семьи, включая внуков Даниила и Карину.

www.smolnews.ru

Вот что Алексей Архипович вспоминает о своем первом полете:

Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места.

На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза - 1 метр, ширина скафандра в плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» - 360 литров… Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.

Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12 °С). А давление растет… Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до -140 °С, с другой - нагрев до +150 °С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах.

Сейчас Алексей Леонов занимается живописью и пишет книги.

ria.ru

Георгий Гречко

Георгий Гречко совершил за свою профессиональную карьеру три космических полета, общая продолжительность которых составляет 134 дня 20 часов 32 минуты и 58 секунд. Космонавт также совершил один выход в открытый космос на 1 час 28 минут.

profilib.com

Георгий Михайлович был кандидатом в мастера спорта по автоспорту, имел 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка), 2-е разряды по планеризму и стрельбе, 3-й разряд по самолетному спорту.

В 1989 году он выдвигался в кандидаты в народные депутаты, однако в последний момент перед самим голосованием снял свою кандидатуру в пользу Бориса Ельцина.

С 1977 года по 1990 год Георгий Гречко вел телевизионную программу «Этот фантастический мир». В 1980-х годах был заведующим лабораторией Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН.

pravmir.ru/wp-content

Георгий Гречко два раза он был удостоен звания Героя Советского Союза. В ночь на 8 апреля этого года Георгий Гречко скончался в 81-й больнице им. Вересаева в Москве. Ему было 86 лет. Предварительная причина смерти - сердечная недостаточность. Похороны состоялись 11 апреля на Троекуровском кладбище Москвы.

Георгий Гречко был трижды женат. Его первой супругой была инженер Тутынина Нина Викторовна. Гречко подал на развод перед первым полетом, за что едва не лишился этой возможности. После развода женился на Казекиной Майе Григорьевне, преподавателе иностранного языка. Последней супругой Гречко стала главный врач Федерации космонавтики Северо-Западного региона Людмила Кирилловна. Она на 22 года младше Георгия Михайловича. У Гречко осталось трое детей и семь внуков.

cdn.tvc.ru

Валентина Терешкова

Валентина Владимировна Терешкова - первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, единственная в мире женщина, совершившая космический полет в одиночку, а также первая в России женщина в звании генерал-майора.

Валентина Владимировна удостоена званий Героя Социалистического Труда ЧССР, Героя Социалистического Труда НРБ, Героя Труда Вьетнама и Героя Труда МНР.

pozdravish.ru

После первых успешных полетов советских космонавтов у Сергея Королева, инженера-конструктора космических кораблей, появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. Из сотен кандидатур были выбраны пять: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

Сразу после принятия в отряд космонавтов Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.

В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на отлично. С 1 декабря 1962 года Терешкова - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полета, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

yaroslavl-room.ru

Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полета. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в летном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30%, сурдокамеру - изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении параболической горки внутри самолета устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3-4 за полет. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

rbk.ru

Первоначально предполагался одновременный полет двух женских экипажей, однако в марте 1963 года от этого плана отказались, и встала задача выбора одной из пяти кандидатур.

При выборе Терешковой на роль первой женщины-космонавта, кроме успешного прохождения подготовки, учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих, тогда как, например, Пономарёва и Соловьёва - из служащих. Кроме того, отец Терешковой, Владимир, погиб во время советско-финской войны, когда ей было два года. Уже после полета, когда Терешкову спросили, чем Советский Союз может отблагодарить за ее службу, она попросила найти место гибели ее отца.

Далеко не последним критерием выбора была способность кандидатки вести активную общественную деятельность - встречаться с людьми, выступать на публике в многочисленных разъездах по стране и миру, всячески демонстрируя преимущества советского строя.

gosindex.ru

Другие кандидаты при не худшей подготовке (по результатам медицинского обследования и теоретической подготовленности женщин-кандидатов в космонавты Терешкова была определена на последнее место) заметно уступали Терешковой в нужных для такой общественной деятельности качествах. Поэтому она была назначена основным кандидатом на полет, И. Б. Соловьёва - дублирующим, а В. Л. Пономарёва - запасным.

На момент назначения Терешковой пилотом «Востока-6» она была на 10 лет младше, чем Гордон Купер, самый молодой из первого отряда американских астронавтов. Ей было всего 26 лет.

Свой космический полет (первый в мире полет женщины-космонавта) Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6», он продолжался почти трое суток. Старт произошел на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

s9.stc.all.kpcdn.net

В день своего полета в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полете они узнали из новостей по радио.

Позывной Терешковой на время полета - «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!» (измененная цитата из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»).

Во время полета Терешкова не справлялась с заданиями по ориентации корабля:

- С Терешковой разговаривал несколько раз. Чувствуется, что она устала, но не хочет признаться в этом. В последнем сеансе связи она не отвечала на вызовы ленинградского ИПа. Мы включили телевизионную камеру и увидели, что она спит. Пришлось ее разбудить и поговорить с ней и о предстоящей посадке, и о ручной ориентации. Она дважды пыталась сориентировать корабль и честно призналась, что ориентация по тангажу у нее не получается. Это обстоятельство всех нас очень беспокоит: если придется садиться вручную, а она не сможет сориентировать корабль, то он не сойдет с орбиты.

Позже выяснилось, что выдаваемые пилотом команды были инвертированы направлению движения управления в ручном режиме (корабль поворачивался не в ту сторону, что при отработке на тренажере). По утверждению Терешковой, проблема была в неправильном монтаже проводов управления: давались команды не на снижение, а на подъем орбиты корабля. В автоматическом же режиме полярность была правильная, что дало возможность штатно сориентировать и посадить корабль. Об этом случае Терешкова молчала более сорока лет, поскольку Сергей Королёв попросил ее никому об этом не рассказывать.

livejournal.com

По мнению доктора медицинских наук, профессора Владимира Ивановича Яздовского, отвечавшего в тот период за медицинское обеспечение советской космической программы, женщины хуже переносят экстремальные нагрузки космического полета на 14-18-е сутки месячного цикла.

Однако в силу того, что старт носителя, выводившего Терешкову на орбиту, был задержан на сутки, а также, очевидно, из-за сильной психоэмоциональной нагрузки при выведении корабля на орбиту, предусмотренный медиками режим полета выдержать не удалось.

Также Яздовский отметил, что «Терешкова, по данным телеметрии и телевизионного контроля, перенесла полет в основном удовлетворительно. Переговоры с наземными станциями связи велись вяло. Она резко ограничивала свои движения. Сидела почти неподвижно. У нее явно отмечались сдвиги в состоянии здоровья вегетативного характера».

drprof.ru

Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, Терешкова выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоев в атмосфере.

Спускаемый аппарат «Востока-6» благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края.

Через несколько дней Терешковой предъявили протест в связи с нарушением режима в районе места посадки: она раздала местным жителям запасы продуктов из рациона космонавтов, а сама ела местную пищу после трех суток голодания.

По свидетельству летчицы Марины Попович, при ней после полета Терешковой Сергей Королёв сказал: «Пока я жив, ни одна женщина в космос больше не полетит». Следующий полет женщины в космос, Светланы Савицкой, состоялся через 19 лет, в августе 1982 года (Королёв умер в 1966 году).

ria.ru

После выполнения космического полета Терешкова поступила в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и, окончив ее с отличием, позднее стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ. Терешкова была готова к полету на Марс в одну сторону.

После возвращения из космоса Терешкова получила трехкомнатную квартиру в Ярославле на улице Голубятная (ныне - улица Терешковой), куда переехала с мамой, тетей и ее дочкой. В 2004 году перенесла сложную операцию на сердце, предотвратившую инфаркт. В 2012 году свое 75-летие торжественно отметила в Ярославле. После того как Терешкова увидела все континенты Земли из космоса, она стала мечтать о том, чтобы побывать в Австралии. Через много лет ей удалось осуществить свою мечту.

Валентина Терешкова вышла замуж через пять месяцев после полета за космонавта Андрияна Николаева. Никто не мог взять в толк, почему именно этот человек стал ее мужем. Единственным объяснением этого неожиданного для всех брака для многих служило то, что сосватал их сам Хрущев. Подталкивали его к этому ученые-медики, которым хотелось продолжить начатые в космосе исследования человеческого организма во время и после полета. К тому же руководитель государства хотел показать всему миру, какие «правильные» советские люди - и делают то что надо, и женятся на ком надо.

liveinternet.ru

Через год у Валентины и Андрияна родилась дочь. Событие государственной важности, ведь никто не знал, как после космического полета будет протекать беременность и родится ли ребенок здоровым. Об этом интересные воспоминания оставил профессор Э. М. Каструбин:

- Летом 1964 года в институт поступила на роды первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Возле операционной нервно ходил по коридору А. Николаев, он ни с кем не разговаривал и ни о чем не спрашивал. Примерно через час мимо него пронесли в отделение новорожденных черноволосую девочку. После окончания наркоза анестезиолог неуверенно, но по традиции похлопал по щекам знаменитую пациентку и попросил открыть глаза. Так закончилась непростая история обретения счастья материнства Валентиной Терешковой.

Развод звездной пары потряс многих не меньше свадьбы. Надо сказать, что при этом нелегко пришлось им самим - семейные ссоры в отряде космонавтов тогда разбирали многочисленные комиссии. Андриян Николаев после развода с Терешковой так и не женился. Умер он в 2004 году от инфаркта. Повторно Валентина Терешкова вышла замуж за Юлия Шапошникова, который умер в 1999 году.

  • В апреле 2017 года в прокат вышел фильм режиссера Дмитрия Киселева «Время первых». События происходят в 1965 году. В фильме великолепно показывают, как Советский Союз одержал победу в освоении и дальнейшем исследовании космического пространства.
  • Первые космонавты из СССР - Павел Беляев и Алексей Леонов - полетели в космос на 80 дней раньше, чем космонавты из США освоили орбиту. Космонавт Алексей Леонов лично контролировал съемки и следил за тем, чтобы картина максимально точно передала реальную историю того времени.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама