THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

.

Исцеление путем движения любви к матери

Утэ: Твои слова о том, что поклон перед матерью мог бы вытянуть меня из могилы, все время волнуют меня. Сейчас я чувствую себя немного лучше, но еще очень слабой. У меня начались боли в области таза и в грудной клетке. Сейчас эти боли немного уменьшились. Сначала, когда я вспомнила о матери, мои представления... Я все еще об этом думаю... Я очень...

Б.Х.: Мне не нужны никакие описания родителей, потому что это ни к чему не приводит. Важны только события.

Утэ: Первый раз в жизни я подумала о том, что моя мать могла бы покончить жизнь самоубийством в каких-то экстремальных обстоятельствах, по крайней мере, у нее могла возникнуть такая мысль. И это ново для меня.

Б.Х.: Значит, мы нашли суть твоей проблемы.

(Утэ плачет.)

Утэ: Раньше я испытывала все это по-другому.

Б.Х.: Видишь, как ты ее любишь?

(Группе): Сейчас у Утэ возникает болезненное чувство, которое всегда появляется, когда у пациента снова открывается детская любовь.

Утэ: Для этого мне нужно очень много сил.

Б.Х: Нет, ничего не говори! Это хорошее чувство, которое действует само по себе. С этим я оставляю тебя.

(Утэ поднимается со стула и собирается выйти из комнаты.)

Б.Х.: Нет, останься здесь! Так для тебя будет лучше. Здесь ты в безопасности. Сядь рядом со мной. Прислонись ко мне.

(Она всхлипывает.)

Б.Х.: Дыши глубоко, открытым ртом! Обними меня обеими руками! Да, так. Вот так лучше. Дыши с силой, открытым ртом. Выдыхай с силой. Как ты называла свою мать, когда была маленькой? «Мама»? «Мамочка»?

Утэ: Мама.

Б.Х.: Скажи: «Мама!»

Утэ: Мама! Мама!

Б.Х.: Дорогая мама!

Утэ: Дорогая мама!

(Б.Х. обнимает ее, пока всхлипывания не затихают.)

Б.Х.: Как ты чувствуешь себя сейчас?

Утэ: Благодарной.

Б.Х. (группе): Мы только что наблюдали прерванное движение любви ребенка к матери, которое достигло цели. Вы заметили, насколько это было больно? Насколько глубоко? И как человек скрывает и защищает в себе это? Насколько он боится вернуться назад еще раз?

В случае диагноза прерванного движения ребенка к одному из родителей, которое должно быть доведено до конца, лучше всего может помочь сама мать этого ребенка, потому что прерванное движение, как правило, направлено именно к ней. Для матери это не трудно, если ребенок еще маленький. Тогда она должна обнять ребенка, прижать его к себе с любовью и держать так долго, пока любовь, которая была превращена прерыванием в гнев и печаль, не сможет снова свободно течь в виде любви к матери, а ребенок не будет в состоянии расслабиться в ее руках.

Если ребенок уже большой, мать тоже может помочь ему закончить прерванное движение и исправить его последствия с помощью объятий. Только в этом случае объятия должны быть будто перенесены в прошлое, в тот момент, когда произошло прерывание. При этом важно, что движение ребенка к матери как будто продолжится в тот момент, когда оно было прервано вначале и приведено к своей тогдашней цели. Иными словами, речь идет о том ребенке из прошлого, все еще желающем обнять ту мать. Поэтому и ребенок, и мать во время объятий должны снова стать теми ребенком и матерью и чувствовать ток, как тогда. Для терапевта вопрос состоит в том, что же является средством, позволяющим объединить мать и ребенка. Приведу пример. Одна из моих пациенток, мать взрослой дочери, была озабочена своими отношениями с ней, так как дочь избегала и редко навещала ее. Я посоветовал матери представить себе, что она обнимает дочь так, как мать обнимает своего ребенка, когда тот в удрученном состоянии, но она не должна делать этого физически, а хранить такую исцеляющую картину в своей душе до тех пор, пока она сама по себе не воплотится в физическое действие. Позже клиентка рассказала мне, что через год ее дочь вернулась домой, тихо и с любовью прижалась к ней, а она долго и тоже с любовью держала ее в объятиях. Потом дочь поднялась и ушла. При этом никто не произнес ни слова.

Отрывок из книги Берта Хеллингера «Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий»

Получить Оксаны Солодовниковой, а также записаться на

Сначала я подробно остановлюсь на порядках любви в отношениях между мужчиной и женщиной и начну с того, что лежит на поверхности.

Мужчина и женщина
Мужчину тянет к женщине, потому что ему как мужчине недостает женщины. А женщину тянет к мужчине, поскольку ей как женщине недостает мужчины. Ибо мужское начало соотнесено с женским. Поэтому мужчине, чтобы быть мужчиной, нужна женщина. А женское, соотнесено с мужским, поэтому женщине, чтобы быть женщиной, нужен мужчина. Так что мужчина лишь тогда становится мужчиной, когда берет себе в жены женщину, а женщина лишь тогда становится женщиной, когда берет себе мужчину в мужья. Только когда мужчина делает женщину своей женой и живет с ней как с женой и только когда женщина делает мужчину своим мужем и живет с ним как с мужем, только тогда они - муж и жена и в качестве таковых становятся парой. Поэтому первым, что относится к порядку любви между мужчиной и женщиной, является то, что мужчина хочет женщину себе в жены, а женщина хочет мужчину себе в мужья. Поэтому, если в паре один хочет быть с другим в большей степени из каких-то иных соображений, например, ради удовольствия или обеспеченности, или потому что другой богат или беден, образован или прост, католик или евангелист, или потому что один хочет завоевать, защитить, улучшить или спасти другого, или же хочет, как это замечательно говорят, видеть другого отцом или матерью своих детей, то фундамент таких отношений возведен на песке, а в яблоке уже сидит червяк.

Отец и мать
Во-вторых, к порядкам любви в отношениях между мужчиной и женщиной относится то, что мужчина и женщина вместе ориентированы на третьего и лишь в ребенке их мужское и женское реализуется полностью. Ибо, только став отцом, мужчина становится мужчиной в полном смысле, и только став матерью, женщина в полном смысле становится женщиной, и только в ребенке мужчина и женщина становятся в полном смысле и зримо для всех одним нерасторжимым целым. Тем не менее важно, чтобы их родительская любовь к ребенку лишь продолжала и венчала их любовь как пары. Ибо их любовь друг к другу предшествует их родительской любви и, как корни дерева, она несет и питает их любовь к ребенку. Поэтому если их любовь друг к другу как пары течет от всего сердца, то и их родительская любовь к ребенку тоже течет от всего сердца. А если их любовь друг другу как пары ослабевает, слабеет и их любовь как родителей к ребенку. Чем бы ни восхищались и что бы ни любили муж и жена в себе и в партнере, тем же они восхищаются и то же самое любят они и в своем ребенке. А все то, что раздражает их и мешает им в себе и в партнере, раздражает и мешает им и в их ребенке. Поэтому то, что удается родителям в их партнерских отношениях в плане уважения, любви и помощи по отношению к партнеру, то же удается им и по отношению к ребенку. А то, что им в партнерских отношениях в плане уважения, любви и помощи по отношению к партнеру не удается, то же не удается им и по отношению к ребенку. Но если их родительская любовь к ребенку лишь продолжает и венчает их любовь друг к другу, то ребенок чувствует себя желанным, принятым, уважаемым и любимым обоими родителями, он знает, что с ним все в порядке и все хорошо.

Желание
К одному знаменитому терапевту пришла как-то супружеская пара и попросила о помощи. Они сказали: «Каждую ночь мы изо всех сил стараемся справиться со своей задачей продолжения рода человеческого и все же, несмотря на все наши усилия, нам до сих пор так и не удалось исполнить наш священный долг. Может, мы что-то не так делали? Чему нам нужно еще научиться и что еще сделать?» Терапевт объяснил им, что сейчас они должны будут просто молча его послушать, а потом, ни слова друг другу не говоря, сразу же отправиться домой. Они согласились. И вот что он им сказал: «Каждую ночь вы стараетесь изо всех сил справиться со своей задачей продолжения рода человеческого и все же, несмотря на все ваши усилия, вам до сих пор так и не удалось исполнить ваш священный долг. Почему бы вам просто не дать волю своей страсти?» И указал им на дверь. Они встали и поспешили домой, словно не могли больше ждать. Как только они остались одни, упали все покровы и они любили друг друга со страстью и наслаждением. Через четырнадцать дней женщина была беременна. Другая женщина, уже в зрелом возрасте, боясь, что ее время уходит, дала в газету объявление следующего содержания: «Медсестра ищет вдовца с детьми для замужества». На какую глубину и сердечность могли бы рассчитывать такие отношения? Она могла бы написать и так: «Женщина желает мужчину. Кто желает меня?»

Исполнение
Наше стеснение называть самое интимное своими именами и желать этого в партнерских отношениях в первую очередь и как самого естественного связано, вероятно, с тем, что в нашей культуре акт любви между мужчиной и женщиной кажется многим чем-то почти неприличным, своего рода недостойной физической потребностью. И всё же это самое великое человеческое исполнение, какое только возможно. Никакое другое человеческое действие не находится в большей гармонии с порядком и полнотой жизни и не обязывает нас служить целому миру в большем объеме. Никакое другое человеческое действие не приносит нам такого блаженного наслаждения, а вслед за ним такого любящего страдания. Никакое другое человеческое действие не чревато большими последствиями и не таит в себе, столько риска, не заставляет нас отдать все до последнего и не делает нас такими знающими и мудрыми, человечными и великими, чем когда мужчина, любя, берет и познает женщину, а женщина, любя, принимает и познает мужчину. По сравнению с ним все, что еще делает человек, кажется лишь подготовкой и содействием, следствием или дополнением, а может быть, нехваткой и подменой. В то же время исполнение любви мужчиной и женщиной - это самое смиренное наше деяние. Ни в чем другом мы не выдаем себя так и не обнажаем так беззащитно то, где мы наиболее уязвимы; и потому ничто мы не оберегаем с таким глубоким стыдом, как то место, где, любя, встречаются мужчина и женщина и показывают и вверяют друг другу свое самое интимное. Исполнение любви мужчиной и женщиной - это еще и самый мужественный наш поступок. Ибо, соединяясь друг с другом на всю оставшуюся жизнь, мужчина и женщина, пусть они еще только в начале пути и им еще только предстоит исполнить то, что должно, уже смотрят в глаза концу, видят положенный им предел и находят свою меру.

Связь в паре
Исполнением любви мужчина, по прекрасному слову Библии, оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся оба одною плотью. То же самое относится и к женщине. Этому образу соответствует некий происходящий в душе процесс, в реальности которого нас убеждает его результат, ибо та связь, к которой он приводит, хотим мы того или не хотим, оказывается нерасторжимой, а потому и неповторимой. Здесь можно было бы возразить, что развод и следующие за ним новые отношения доказывают обратное. Однако вторые отношения оказывают иное влияние, чем первые. Второй муж и вторая жена чувствуют связь своего партнера с его первой женой или ее первым мужем. Проявляется это в том, что второй муж и вторая жена не решаются принять нового партнера как мужа или жену в полном смысле как первого, а также сохранять как своего мужа или свою жену. Дело в том, что оба партнера воспринимают вторую связь как вину по отношению к первой. Это касается и тех случаев, когда первый партнер умер, ибо только собственная смерть по-настоящему разъединяет, нас с первым партнером. Поэтому лишь признание и уважение новым партнером существования связи между своим мужем или женой и их предыдущими партнерами, как и сознание того, что они у предыдущих партнеров в долгу и всегда будут стоять ступенькой ниже, может стать базой для удачных отношений. Но вот той связи в ее изначальном смысле, какая была в первых отношениях, им не дано. Поэтому при расторжении вторых отношений вина и обязательства переживаются, как правило, легче, чем когда распадаются первые. Приведу пример.

Ревность
Одна женщина рассказывала на группе, что изводит своего мужа ревностью, и даже сознавая всю абсурдность своего поведения, она не в состоянии с ней справиться. Руководитель группы указал ей решение. Он сказал: «Рано или поздно ты потеряешь своего мужа. Наслаждайся им сейчас» Женщина засмеялась, ей стало легче. Буквально через несколько дней руководителю группы позвонил ее муж и сказал: «Спасибо тебе за жену». За много лет до того этот мужчина вместе со своей подругой посещал курс у этого руководителя. Во время курса он, не обращая внимания на причиняемую подруге боль, заявил перед всеми участниками, что у него есть другая, более молодая подруга, а со своей теперешней он расстанется. На тот момент он прожил с ней вместе уже семь лет. После этого он снова посещал какой-то курс, теперь уже с новой подругой. Во время курса она забеременела, а чуть позже они поженились. Теперь руководителю группы стал ясен смысл ее ревности. Внешне эта женщина отрицала связь своего мужа с его предыдущей подругой, и своей ревностью она еще и публично подчеркивала свое право на него. Но подспудно она признавала ту более раннюю связь и свою собственную вину. И поэтому ревность ее была вовсе не доказательством вины ее мужа по отношению к ней, а скрытым признанием того, что она была его недостойна и что провоцируемый ею разрыв казался ей единственным способом признания по-прежнему существующей связи и доказательством ее солидарности с его прежней подругой.

Плоть
Особая и в глубоком смысле нерасторжимая связь между мужчиной и женщиной возникает через исполнение любви. Только оно превращает мужчину и женщину в пару и только оно превращает пару в родителей. Одной лишь духовной любви и официального признания отношений для этого недостаточно. Поэтому если интересам такого исполнения наносится ущерб, например тем, что один из партнеров еще до вступления в отношения подвергся стерилизации, то при всем желании этой связи между ними не возникнет. Поэтому такие отношения остаются ни к чему не обязывающими, и если партнеры расстаются, на них нет ни ответственности, ни вины. Если исполнению любви наносится вред впоследствии, например, был сделан аборт, то в отношениях возникает надлом, хотя связь остается. Если мужчина и женщина хотят тем не менее остаться вместе, тогда они должны во второй раз принять решение быть вместе и жить так, будто это их второй брак, так как первый на этом, как правило, заканчивается. В исполнении любви проявляется превосходство плоти над духом, ее правдивость и величие. Иногда мы, правда, испытываем искушение обесценить плоть перед духом, как будто то, что происходит по воле инстинкта и потребности, желания и любви, мельче того, что велят нам разум и нравственная воля. Но инстинктивное доказывает свою мудрость и силу как раз там, где разумное и нравственное упирается в свои границы и оказывается несостоятельным. Потому что через инстинкт действует некий высший дух и более глубокий смысл, которого, когда становится тяжело, страшится и бежит наш разум и нравственная воля. Например, если ребенок падает в воду и за ним прыгает мужчина, чтобы его спасти, он делает это не по здравому размышлению и велению нравственной воли. Нет, он поступает инстинктивно. Но разве от этого его поступок становится менее правильным, мужественным и добрым? Или когда соловей воспевает свою самку, когда они спариваются и строят гнездо, высиживают птенцов, кормят их, греют, защищают и обучают, разве это менее чудесно лишь оттого, что происходит инстинктивно?
Basso contnue
Отношения в паре исполняются как концерт в стиле барокко. Множество прекраснейших мелодий звучит в вышине, и среди них звучит basso contnue, он ведет, соединяет и несет мелодии, придает им вес и полноту. Basso contnue звучит в партнерских отношениях: «Я беру тебя, я беру тебя, я беру тебя. Я беру тебя в жены. Я беру тебя в мужья. Я беру тебя и отдаю себя - с любовью».

Недостаток
Для того чтобы партнерские отношения между мужчиной и женщиной исполнили то, что обещают, муж должен быть мужчиной и оставаться мужчиной, а жена должна быть женщиной и оставаться женщиной. Поэтому мужчине нужно отказаться от того, чтобы усваивать женское как нечто собственное и обладать этим, будто он сам может стать и быть женщиной. А женщине нужно отказаться от того, чтобы усваивать мужское как нечто собственное и обладать этим, будто она сама может стать и быть мужчиной. Потому что в отношениях в паре мужчина только тогда значим для женщины, когда он мужчина и остается мужчиной. И женщина только тогда значима для мужчины, когда является женщиной и женщиной остается. Если бы мужчина мог развить в себе женское начало и обладать им, женщина была бы ему не нужна; и если бы женщина могла развить в себе мужское начало и обладать им, ей не был бы нужен мужчина. Поэтому многие мужчины и женщины, развивающие в себе качества, свойственные другому полу, живут одни. Им достаточно самих себя.

Папин сын и мамина дочь
Таким образом, к порядку любви между мужчиной и женщиной относится еще и отказ. И начинается он уже в детстве. Ведь для того, чтобы стать мужчиной, сын должен отказаться от первой женщины в своей жизни, а именно от своей матери; и чтобы стать женщиной, дочь должна отказаться от первого мужчины в своей жизни, а именно от своего отца. Поэтому сын должен достаточно рано выйти из-под материнского влияния и вступить в сферу влияния отца; а дочь достаточно рано должна из сферы влияния отца снова вступить в сферу влияния матери. Оставаясь под материнской-«юрисдикцией», сын зачастую становится только юношей и покорителем женских сердец, но не мужем; а дочь, оставаясь в сфере влияния отца, часто становится лишь девушкой и любовницей, но не женой. Когда маменькин сынок женится на папиной дочке, то в этом случае мужчина часто ищет замену своей матери и находит ее в возлюбленной, а женщина часто ищет себе замену отца и находит его в возлюбленном. Но когда папин сын женится на маминой дочери, они скорее становятся надежной парой. Впрочем, папин сын часто находит взаимопонимание со своим тестем, а мамина дочь - со своей свекровью. И наоборот: мамин сын часто находит общий язык со своей тещей и не находит его с тестем, а папина дочь находит общий язык со своим свекром и не находит со свекровью.

Анима и анимус
Если сын остается в сфере влияния матери, то женское начало заполняет его душу, что мешает ему принять отца и тем самым сужает его мужское начало. В свою очередь, если дочь остается под влиянием отца, ее душу заполняет мужское начало. Это не дает ей принять мать и тем сужает ее женское начало. Женское начало в душе мужчины Карл Густав Юнг называет «анима»; а мужское начало в душе женщины - «анимус». Анима развивается сильнее, если сын остается в сфере влияния матери. Но, как ни странно, в этом случае он меньше понимает других женщин, меньше им сопереживает и имеет меньший успех и у женщин, и у мужчин. В свою очередь, анимус развивается сильнее, если дочь остается в сфере влияния своего отца. Но тогда она, как ни странно, меньше понимает других мужчин, меньше им сопереживает и имеет меньший успех у мужчин, и у женщин. Влияние анимы в душе мужчины держится в определенных границах, если он рано перешел под влияние отца. Но тогда он странным образом больше сопереживает и понимает своеобразие женщин и женские ценности. А действие анимуса в душе женщины держится в определенных границах, если она рано снова вступила в сферу влияния матери. И тогда в ней странным образом оказывается больше сочувствия к мужчинам и понимания мужского своеобразия и мужских ценностей. Таким образом, анима - это результат непринятия отца сыном, а анимус - результат непринятия матери дочерью.

Взаимность
К порядку любви между мужчиной и женщиной относится также то, что между ними должен возникнуть такой обмен, при котором оба в равной степени и дают, и берут, поскольку каждый из них обладает тем, чего нет у другого, и у каждого отсутствует то, чем обладает другой. Поэтому для того, чтобы такой обмен состоялся, оба должны давать то, чем они обладают, и брать то, чего у них нет. Это значит, что мужчина отдает себя женщине в мужья и берет ее в жены; а женщина отдает себя мужчине в жены и берет его в мужья. Этот порядок любви нарушается, когда один партнер испытывает желание, а другой это желание удовлетворяет; ибо желание представляется тогда чем-то мелким, а его удовлетворение - большим. В таком случае один из партнеров оказывается в роли нуждающегося, того, кто берет, а другой, пусть и любящий, выступает как помощник, как тот, кто дает. Но в результате берущий оказывается в позиции ребенка, а дающий - в позиции родителей. Тогда получается, что берущий должен, вероятно, благодарить, будто он взял, не давая; а дающий может ощущать свое превосходство и чувствовать себя свободным, будто он дал, не взяв. Но это означает отказ от компенсации и ставит под угрозу обмен. Чтобы и то, и другое удавалось, оба должны желать, и каждый должен с уважением и любовью давать другому то, в чем тот нуждается и чего желает.
Следовать и служить
И тем не менее согласно порядку любви между мужчиной и женщиной женщина следует за мужчиной. Это значит, что она идет за ним в его семью, в его местность, в его круг, в его язык, в его культуру и соглашается на то, чтобы и дети следовали за отцом. Объяснить, почему это так, я не могу, но реальность существования этого порядка доказывается его действием. Нужно просто сравнить те семьи, в которых жена следует за мужем, а дети за отцом, с теми, где муж следует за женой и дети за матерью. Правда, здесь тоже бывают исключения. Если, например, в семье мужа были тяжелые судьбы или заболевания, то для мужа и детей надежнее и правильнее войти в круг семьи жены и сферу влияния ее рода. Разумеется, здесь тоже есть своя компенсация; ибо к порядку любви между мужчиной и женщиной в качестве дополнения относится то, что мужчина должен служить женскому.

Равноправие
Порядки любви между мужчиной и женщиной отличаются от порядков любви между родителями и детьми. Поэтому, если пара не глядя переносит порядки отношений между родителями и детьми на отношения в паре, их отношения как пары нарушаются и становятся непрочными. Например, если в партнерских отношениях муж жаждет получать от жены или жена жаждет получать от мужа такую же безусловную любовь, какую ребенок хочет от своих родителей, они рассчитывают на то, что другой даст им ту же безопасность, какую родители дают своим детям. Как следствие, в партнерстве наступает кризис, заканчивающийся тем, что тот, на которого были направлены слишком большие ожидания, отдаляется или уходит. И правильно делает, поскольку перенос какого-либо порядка из детства на отношения в паре означает несправедливость по отношению к другому. Если, например, муж говорит жене или жена говорит мужу: «Я не могу без тебя жить» или: «Если ты уйдешь, я покончу с собой», другому нужно уходить. Ибо один предъявляет другому немыслимые требования, это невыносимо и недопустимо между равноправными взрослыми людьми. Но когда что-то подобное говорит своим родителям ребенок, то это уместно, поскольку ребенок действительно не может жить без своих родителей. Если же муж или жена, наоборот, ведут себя так, будто один вправе воспитывать другого и должен другого перевоспитать, это значит, что один присваивает по отношению к равному себе другому такие права, какими обладают родители по отношению к своим детям. В этом случае другой нередко уходит от такого давления и ищет облегчения и компенсации вне партнерства. Таким образом, порядок любви в отношениях между мужем и женой требует, чтобы и муж, и жена признавали свое взаимное равенство. Любая попытка вести себя по отношению к другому либо с позиции превосходства (как родители), либо с позиции полной зависимости (как ребенок) сужает партнерство и ставит его под угрозу. То же самое относится и к уравновешиванию «давать» и «брать». В отношениях ребенок - родители дающими являются родители, дети здесь берут, и любая попытка со стороны детей восстановить баланс даваемого и принимаемого между ними и родителями оканчивается неудачей. Поэтому дети всегда остаются в долгу перед родителями, и чем меньше им удается восстановить равновесие, тем более глубокой остается их связь. Но поскольку они стремятся собственными поступками доказать свою состоятельность и снять с себя это бремя, тот же долг, что привязывает их к родителям, одновременно гонит их из дома. Поэтому если муж дает жене или жена дает мужу так же, как родители дают своим детям, например, один дает другому возможность уже в браке получить высшее образование, тогда тот, кто так много получил от другого, не может больше быть с ним на равных. Оставаясь ему обязанным, он, закончив учебу, как правило, покидает другого. Только если он в полной мере вернет все долги и отплатит за все усилия, он снова сможет стать равным своему партнеру и остаться с ним.

Уравновешивание
Несмотря на различие в том, что мужчина и женщина могут дать друг другу и друг от друга взять, на уровне пола они равноправны, и обмен любовью им, как мужчине и женщине, удается и не иссякает, если их «давать» и «брать» уравновешивают и дополняют друг друга также и в других областях. И в хорошем и в плохом. Поэтому если один делает другому что-то хорошее, то потребность в восстановлении равновесия не дает второму покоя, пока и он, в свою очередь, не даст своему партнеру что-то хорошее. Но, любя его, он из предосторожности дает другому несколько больше хорошего, чем того требует простое уравновешивание. Так обмен хорошим возрастает, но только в том случае, если периодически снова и снова устанавливается равновесие и начинается новый круг обмена. Если равновесие не наступает, обмен прекращается, поскольку у партнера вскоре пропадает желание давать тому, кто берет, не давая в ответ; а другой не хочет больше брать у того, кто дает, ничего в ответ не принимая. Обмен прекращается также и в тех случаях, когда один партнер дает другому больше, чем тот в состоянии или готов компенсировать, и если один хочет больше, чем другой в состоянии или готов ему дать. Поэтому мера дающего должна соизмеряться с мерой берущего, а мера берущего должна соизмеряться с мерой дающего. Но это означает еще и то, что обмену с самого начала должен быть положен некий ограничивающий предел. Но для того чтобы отношения в паре сложились, обмен в плохом нам нужен тоже. Если один делает другому нечто такое, что причиняет ему боль или оскорбляет его, то жертва должна в свою очередь сделать виновному что-то, что причинит ему аналогичную боль или будет для него столь же тяжело. Если же жертва слишком добра, чтобы тоже быть злой, то равновесие остается не восстановленным и отношения оказываются под угрозой. Если, к примеру, один из партнеров изменил другому, а другой продолжает оставаться невиновным, его партнер уже не может быть с ним на равных. Если же тот восстанавливает равновесие в плохом, то отношения могут восстановиться. Но если жертва любит виновника, она может не причинять ему столько же зла, ибо тогда они больше не будут друг перед другом в долгу. Она также не должна в сознании собственной невиновности причинять другому больше зла, чем тот причинил ей, ибо иначе она даст другому право снова разозлиться. Нет, жертва должна причинить виновнику зла несколько меньше. В этом случае она отдает должное и справедливости, и любви, и тогда снова может быть возобновлен и продолжен обмен в хорошем. Если же жертва и виновник каждый раз причиняют друг другу больше зла, то в этом случае они обходятся со злом так, будто это добро, и обмен в плохом нарастает как снежный ком. Такой обмен тоже привязывает людей друг к другу, но к их несчастью. Впрочем, судя по тому, какого рода происходит обмен - скорее в плохом или скорее в хорошем, - а также по тому, насколько высок оборот в добре и зле, можно распознать качество отношений в паре. Таким образом, я указал на то, как можно восстановить отношения и сделать их счастливыми: от обмена в плохом снова перейти к обмену в хорошем и с любовью его наращивать.

Взаимопонимание
Мужу и жене по их родительским семьям известны разные модели и образцы отношений в паре, будь то в хорошем или в плохом. Поэтому, для того чтобы партнерство сложились удачно, им необходимо проверять заданные родителями модели и при необходимости отходить от старых образцов и находить для своего партнерства новые. Однако при этом на пути у них часто оказывается чувство вины или невиновности, так как, перенимая заданные, пусть даже плохие образцы, они чувствуют себя невиновными. Если же они отказываются от плохих моделей, то, даже несмотря на то, что новые лучше, они испытывают чувство вины. Тогда добро и счастье в партнерстве приобретаются ценой этой вины.

Переплетения
Возможно, самые худшие последствия для отношений в паре имеет переплетение с собственным родом, и прежде всего в том случае, если один из партнеров или они оба, сами того не замечая, оказываются призваны, замещая кого-то, разрешать прошлые конфликты своего рода. Приведу пример. Между мужем и женой существует очень глубокая связь, они это знают, и тем не менее между ними возникают конфликты, причин которых они не понимают. И вот однажды, когда жена в ярости спорила с мужем, терапевт заметил, что ее лицо стало меняться, пока не стало похожим на лицо старухи. И тут она начала упрекать мужа в таких вещах, которые не могли иметь к нему никакого отношения. Терапевт спросил ее: «Кто эта старая женщина?» Тут она вспомнила, что ее бабушку, а та была трактирщицей, дед частенько таскал за волосы по залу, причем перед всеми гостями. И ей стало ясно, что та злость, которую она испытывала по отношению к своему мужу, была подавленной в свое время злостью бабушки на деда. В такого рода смещениях коренятся многие остающиеся непонятными кризисы в браке. Этот процесс протекает неосознанно, и поскольку в тех случаях, когда нам не удается его распознать, мы оказываемся полностью в его власти, он внушает нам страх. Если же мы знаем о подобных переплетениях, то становимся осторожнее, когда испытываем искушение сделать другому что-то плохое без всякого повода с его стороны.

Постоянство
Некоторые пары не осознают всей глубины своей связи и рассматривают свое партнерство как некое соглашение, цели которого устанавливаются произвольно, а продолжительность или порядок которого они могут определять, менять или отменять в зависимости от собственного настроения или самочувствия. Тем самым они отдают свое партнерство на откуп легкомыслию и произволу. А то, что здесь господствует некий порядок, которому они обязаны подчиняться, понимать они начинают, быть может, слишком поздно. Если, например, один из партнеров с легким сердцем и бесцеремонно расторгает отношения, то иногда умирает или совершает самоубийство родившийся в этом союзе ребенок, как будто ему пришлось искупать какую-то большую несправедливость. В действительности цели партнерства являются заданными изначально, и они требуют, если мы хотим их достичь, постоянства и жертв.

Умирание
Когда мужчина берет женщину в жены, благодаря ей он становится мужчиной. Но в то же время она еще и отбирает у него мужественность и ставит ее под вопрос. Таким образом, в браке мужчина одновременно становится в меньшей степени мужчиной. А когда женщина берет мужчину в мужья, благодаря ему она становится женщиной. Но в то же время он еще и отбирает у нее женственность и ставит ее под вопрос, и таким образом женщина одновременно становится в браке в меньшей степени женщиной. Поэтому мужу, для того чтобы отношения сохраняли напряженность, нужно обновлять свою мужественность рядом с мужчинами, а женщине - обновлять свою женственность рядом с женщинами. И тем не менее в отношениях с женой муж теряет свою идентичность как мужчина, а жена в отношениях с мужем теряет свою идентичность как женщина. Дело в том, что мужчина и женщина отличаются друг от друга во всех отношениях. Это совсем не маленькое различие. Мужчина и женщина различны почти во всем. Но, несмотря на столь большую разницу между ними, и мужской, и женский способы видеть мир, чувствовать, реагировать являются полноценными способами человеческой реализации. Оба, и муж, и жена, должны это признавать. Но таким образом жена отнимает у мужа его уверенность в себе как в мужчине, а муж отбирает у жены ее уверенность в себе как женщины. Так что в ходе отношений им приходится снова терять свою идентичность как мужчины и женщины, которую они приобрели благодаря другим. Поэтому свои отношения муж и жена переживают еще и как умирание, хотя в отношения мы вступаем с представлением о том, что они будут нашей самой большой реализацией. Реальность такова, что отношения - это еще и процесс умирания. Каждый конфликт в браке - часть такого прощания и умирания. Чем дольше длятся отношения, тем ближе подходят муж и жена к этому последнему отказу. Тогда муж и жена попадают на другой, более высокий уровень. Ведь раскол в мужчине и женщине толкает их к одиночеству. Но слияние обоих полов приводит лишь ко временному, но не длительному единству, поэтому уничтожение противоположностей происходит по ту сторону такого слияния. Слияние остается лишь символом этого. Действительное единство достигается в смерти. Тогда мы возвращаемся обратно на ту почву, которой не знаем. Это, конечно, всего лишь одна из возможных точек зрения, но она придает отношениям ту глубину и серьезность, которых они достойны, ибо преодоление противоположностей, которое обещает нам слияние, исполняет лишь этот последний отказ.

Несущее целое
Порядки любви, сопутствовавшие нам в предыдущих отношениях, оказывают влияние и на наше отношение к жизни и миру в целом, а также на наше отношение к той тайне, которая, по нашим предположениям, за ним стоит. Поэтому мы можем относиться к таинственному Целому, как дети относятся к своим родителям, и тогда мы ищем некоего Бога-Отца и Великую Мать, как дети верим, как дети надеемся, как дети доверяем и любим. И как дети его боимся, а может быть, как дети еще и боимся знать. Либо мы относимся к таинственному Целому как c своим предкам или родне, почитая себя его кровными родственниками в некоем сообществе святых, но, так же как и в роду, мы чувствуем себя отверженными или избранными согласно какому-то неумолимому закону, приговора которого мы не в состоянии понять и на который никак не можем повлиять. Либо мы относимся к таинственному Целому как к равному нам члену некоей группы и становимся его сотрудниками и представителями, начинаем с ним торговаться и вступать в сделки, заключаем с ним союз и договорным путем регулируем права и обязанности, соотношение «давать» и «брать», потери и прибыль. Либо мы относимся к таинственному Целому так, будто мы с ним - пара, где есть любимый и любимая, жених и невеста. Либо мы относимся к таинственному Целому, как родители относятся к ребенку. Мы говорим ему, что он сделал не так и что ему нужно было сделать лучше, мы ставим под сомнение его дела, и если этот мир, такой, как он есть, нас не устраивает, хотим освободить из него и себя и других. Или же, определяя свое отношение к Тайне этого мира, мы оставляем позади и забываем известные нам порядки любви, как будто мы уже в море, и реки и все пути у цели.

Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц)

Берт Хеллингер

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ

РАЗРЕШЕНИЕ

СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ

КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ

Издательство Института Психотерапии

Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 400 с.

Эксклюзивное право издания книги на русском языке

принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.

Любая перепечатка издания является нарушением авторских

Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий – как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:

«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».

«Инструментальная сторона» подхода – приемы и техники – ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.

Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).

ISBN 5-89939-049-2

© В. Heffinger, 2000

© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003

Предисловие к русскому изданию...............................................................11

Предисловие............................................................................................... 12

Познание путем отказа...............................................................................15

Познание............................................................................................. 16

Научный и феноменологический путь познания............................. 17

Феноменологический метод...............................................................17

Отказ от намерений............................................................................ 18

Мужество............................................................................................. 18

Согласие.............................................................................................. 18

Философская феноменология............................................................19

Феноменологический метод в психотерапии....................................20

Душа.....................................................................................................21

Религиозная феноменология..............................................................22

Возвращение........................................................................................22

Семейно-системные переплетения и их разрешения.

Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25

День первый..........................................................................................26

Опасное поведение.............................................................................26

Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27

Больше или меньше............................................................................28

Двойной перенос..................................................................................28

Старшинство первой женщины..................................1......................29

Счастье пугает.............................................................j.......................30

Расстановка: Сын принимает роль брата матери...........................30

Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38

Принцип минимализма..............................................J.......................38

Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39

Любовь и порядок......................................................1........................40

Иерархия принадлежности................................................................41

Превосходство первой связи...................................<..........................41>

Иерархия порядков.............................................................................42

Иерархия внутри семейств.................................................................42

Интимная сфера..................................................................................43

Ранг отношений в случае развода.....................................................43

Иерархия в организациях...................................................................45

Возражение..........................................................................................46

Решение не иметь детей.....................................................................47

Осуществленное и неосуществленное...............................................47

Последствия подобного выбора для отношений.................................48

Враждебное настроение......................................................................48

Плохие отметки в школе....................................................................49

Пережитый траур................................................................................49

Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50

Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53

Порядки любви...................................................................................54

Уравновешивание с помощью уважения...........................................55

Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55

Они здесь.............................................................................................57

Признание личной вины – источник силы.....................................64

Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65

Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66

Прерванное движение любви к........................................................67

Боли в плечах......................................................................................69

Решить проблему без долгих раздумий..............................................69

Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70

Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений

в семье..............................................................................................76

Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78

Доверие внутренней картине.............................................................79

Ответственность терапевта.................................................................80

О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81

Перенятое замешательство.................................................................81

Угроза самоубийства матери..............................................................82

Конец...................................................................................................83

Игра со смертью..................................................................................85

Могила.................................................................................................86

Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86

Члены семейной системы..................................................................92

Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой

общей судьбой..................................................................................93

Воздействие внутренней картины на семейно-системную

динамику..........................................................................................94

Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94

Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95

Благоприятное место для детей.........................................................99

Бессознательная идентификация с бывшим партнером

одного из родителей........................................................................100

Воля Бога и человек...........................................................................101

Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103

Что приводит к наркотической зависимости...................................104

Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106

Интуиция связана с любовью............................................................107

Исцеление путем движения любви к матери....................................107

Проблема прерванного движения к любимому человеку

и ее решение....................................................................................108

Решение проблемы с помощью заместителей родителей................109

Терапия с помощью глубокого поклона............................................109

День второй.........................................................................................112

Мстить, играя жертву.........................................................................112

Уверение.............................................................................................113

Компенсация......................................................................................113

Неожиданное облегчение..................................................................113

Достижение миролюбивой позиции.................................................113

Распознать динамику двойного переноса.........................................114

Расстановка: Исцеление двойного переноса.....................................114

Последствия для ребенка...................................................................119

Расстановка: Умершие в детстве братья............................................120

Полнота времени................................................................................126

Напрасная борьба..............................................................................127

Перенятый траур ослабляет...............................................................127

Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней...............128

Когда мы перегружены счастьем.......................................................129

Развод и вина......................................................................................129

При легкомысленном разводе родителей дети наказывают

самих себя........................................................................................130

Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.........130

Вина как средство отрицания реальности........................................131

Значение сексуальных отношений при создании системных

связей..............................................................................................132

Область влияния матери....................................................................132

Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье... 133

Любовь к проблемам..........................................................................134

Принять на себя роль жертвы...........................................................135

Расстановка: Отец – внебрачный ребенок, отец отца -

запрещенная тема в семье...............................................................136

Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль

родителя по отношению к собственным родителям.....................141

Искупление за смерть при родах.......................................................141

Самообман.........................................................................................144

Отец и сын..........................................................................................147

Неизвестный дедушка........................................................................148

Уважение к матери.............................................................................148

Смещенное усердие............................................................................149

Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца,

перенимая ее чувства......................................................................150

Объективная и субъективная вина ребенка......................................154

Тоска по отцу......................................................................................154

О ранге мужа и жены в семье............................................................155

Жена должна следовать за мужем, а муж – служить ей..................156

Напрасная любовь.............................................................................157

Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...............................158

Злость как защита от боли.................................................................159

Сдержанная злость.............................................................................159

О злости..............................................................................................160

Осторожность и мужество.................................................................161

Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.....................162

Семейно-системный орган равновесия............................................164

О совести............................................................................................165

Невиновность.....................................................................................166

Совесть и уравновешивание..............................................................167

Позитивное и негативное уравновешивание....................................167

Границы обмена..................................................................................169

Уравновешивание с помощью благодарности и смирения..............169

Бесконечная ясность ума...................................................................170

Оставить в покое то, что было..........................................................170

Пламя и пепел....................................................................................171

Исчезновение болей вспине.............................................................172

Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.....172

Ревность и уравновешивание............................................................176

Невиновность и месть........................................................................177

Верность и неверность.......................................................................177

Перенятая месть.................................................................................178

Размышления о невиновности..........................................................179

Подарок для матери............................................................................179

Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута

его крайняя точка............................................................................179

Расстановка: Изменение внутренней динамики...............................180

День третий........................................................................................183

Беседы.................................................................................................183

Перенятые симптомы........................................................................183

Еврейское происхождение.................................................................184

Чувство меры......................................................................................185

Облегчение.........................................................................................186

Цена....................................................................................................186

Исходное негативное чувство и как его изменить...........................188

Исцеление с помощью любви............................................................189

Запрятанное счастье...........................................................................190

Познание другого рода.......................................................................190

Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен....................191

Новая точка зрения............................................................................192

Необоснованные представления ой идеальной связи......................192

«Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной... 193

Позволить аффективному давлению утечь.......................................194

Религиозная проблематика...............................................................194

Печаль по погибшим..........................................................................195

Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их

достоинство.....................................................................................195

Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее

своему рангу место в системе.........................................................196

На полпути к счастью........................................................................198

Иметь или не иметь ребенка..............................................................198

Вторая жена........................................................................................199

Желание бросить курить....................................................................200

Способ избавиться от головных болей..............................ч.............. 200

Уважая умерших, уважать Бога..........................................................201

Отказ в уравновешивании.....................................................,...........201

Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери... 202

Принимать или не принимать наследство...............................1........205

Расстановка: Влияние судьбы..........................................................207

Короткая беседа........................................................................J........214

Стоять, опираясь на обе ноги...................................................,.......214

Побег от полноты счастья..........................................................:.......214

О целостности человека.....................................................................214

Праздник............................................................................................215

Разница между симпатией и уважением...........................................216

Равные среди равных..........................................................................216

Примиряющее познание...................................................................217

О свободе и несвободе........................................................................218

Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой............218

Границы невиновности......................................................................218

Признание последствий наших решений облегчает жизнь.............219

Необходимость внутреннего уважения родственников...................220

Как помочь жертвам сексуального совращения...............................220

Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное

совращение ребенка........................................................................225

Сдержанность.....................................................................................226

Негодование.......................................................................................226

Изменница.........................................................................................227

Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством

в семье..............................................................................................229

Мужчины и женщины.......................................................................236

Отступничество..................................................................................236

Более высокая вера.............................................................................238

Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе.............238

Подарок отжизни...............................................................................243

Расстановка: Рано умерший отец.......................................................243

Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений..........247

Нет худа без добра..............................................................................250

Следующий шаг..................................................................................251

Отсутствиие свободы действий в семьях..........................................251

Матьиее ребенок.............................................................................252

Выполнение необходимого по отношению к состарившимся

родителям........................................................................................252

Смелость осуществить необходимое.................................................252

Будущие возможности.......................................................................253

Ход жизни...........................................................................................254

Уважать и ценить прошлое................................................................254

Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных

консультантов...................................................................................255

Решение проблемы как духовный процесс.......................................256

Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей...........257

Плата за усыновление........................................................................262

Очередность ответственности...........................................................263

Возражения участников.....................................................................263

Право ребенка на собственных родителей........................................265

Исцеление, направленное только на помощь жертве......................265

Следующий шаг..................................................................................266

Решение проблемы путем ее решения..............................................268

Ужасное..............................................................................................269

Сострадание и искусство забывать....................................................270

Что важнее..........................................................................................271

Вина и ее воздействие не зависят от пола......................................271

Необходимость отказаться от возражений........................................271

Понимание сущности проблем и исцеление....................................272

Завещанные дети................................................................................274

Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены....................275

Возвращение......................................................................................280

Причины заболеваний в семьях и их исцеление.

Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции

«Медицина и религия»..............................................................................283

Введение...............................................................................................284

Небо и Земля.......................................................................................284

Семейные группы, связанные общей судьбой..................................284

Семейно-системная связь и ее последствия....................................284

Подражание и уравновешивание......................................................285

Болезнь следует за душой...................................................................286

«Лучше я, чем ты»...............................................................................286

Знающая любовь................................................................................289

Готовность ребенка к «исчезновению»..............................................289

Даже если ты уйдешь, я останусь......................................................290

«Я последую за тобой»........................................................................291

«Я поживу еще немного»...................................................................291

Вера, способствующая болезни.........................................................292

Исцеляющая любовь..........................................................................292

Болезнь и искупление вины..............................................................293

Компенсация путем искупления вины, приносящая

двойное страдание..........................................................................293

Уравновешивание путем принятия жизни как дара

и примирительных действий..........................................................294

Искупление вины как суррогат отношений.....................................295

На Земле вина преходяща..................................................................296

Болезнь одного, замещающая искупление другого..........................296

Болезнь из-за отказа принять собственных родителей....................297

Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................297

Неосуществленное.............................................................................297

Расстановка: «Я последую за тобой»..................................................299

Расстановка: Мать следует за своим умершим

ребенком-инвалидом.....................................................................307

Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу........................318

Расстановка: Последствия детского полиомиелита,

тяжелой беременности и трудных родов........................................324

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи

противоположного пола.................................................................330

Идентификация с лицом противоположного пола

как причина гомосексуальности и психозов.................................333

Сын в качестве заместителя друга матери......„^............................335

Познание служит основой акта исцеления...................7...................335

Расстановка: «Лучше я, чем ты».......................................................336

Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины...........................................................................................342

Что такое «правильное»?....................................................................343

Расстановки семьи с помощью символов.........................................344

Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения,

другой покончил самоубийством...................................................345

Самоубийство из любви.....................................................................349

Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого...........................349

Неуместные вопросы.........................................................................350

Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.....350

Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции... 351

Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.....351

Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия

мужских энергий в семейной системе...........................................352

Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать

должна следовать за своим мужем.................................................357

Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам................................360

Системное превосходство настоящего..............................................365

В семьях дети замещают партнеров по отношениям,

предшествующим нынешнему браку родителей...........................365

Рождение внебрачных детей вовремя брака..........■».........................366

Сообщать детям об аборте нельзя.....................................................367

Когда решения проблемы нет............................................................368

Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии

с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!».............................369

Расстановка: Анорексия как результат внутреннего

убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..............................373

Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.............................377

Как важно быть в согласии с Высшим.............................................378

Два рода знания..................................................................................379

Эпилог........................................................................................................381

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.

Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ – «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это – вот основная задача психотерапевта.

Берт Хеллингер

ПОРЯДКИ ЛЮБВИ

РАЗРЕШЕНИЕ

СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ

КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ

Издательство Института Психотерапии

Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с.

Эксклюзивное право издания книги на русском языке

принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.

Любая перепечатка издания является нарушением авторских

Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:

«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».

«Инструментальная сторона» подхода - приемы и техники - ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.

Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).

ISBN 5-89939-049-2

© В. Heffinger, 2000

© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003

Предисловие к русскому изданию...............................................................11

Предисловие............................................................................................... 12

Познание путем отказа...............................................................................15

Познание............................................................................................. 16

Научный и феноменологический путь познания............................. 17

Феноменологический метод...............................................................17

Отказ от намерений............................................................................ 18

Мужество............................................................................................. 18

Согласие.............................................................................................. 18

Философская феноменология............................................................19

Феноменологический метод в психотерапии....................................20

Душа.....................................................................................................21

Религиозная феноменология..............................................................22

Возвращение........................................................................................22

Семейно-системные переплетения и их разрешения.

Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25

День первый..........................................................................................26

Опасное поведение.............................................................................26

Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27

Больше или меньше............................................................................28

Двойной перенос..................................................................................28

Старшинство первой женщины..................................1......................29

Счастье пугает.............................................................j.......................30

Расстановка: Сын принимает роль брата матери.....\......................30

Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38

Принцип минимализма..............................................J.......................38

Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39

Любовь и порядок......................................................1........................40

Иерархия принадлежности................................................................41

Превосходство первой связи...................................<..........................41

Иерархия порядков.............................................................................42

Иерархия внутри семейств.................................................................42

Интимная сфера..................................................................................43

Ранг отношений в случае развода.....................................................43

Иерархия в организациях...................................................................45

Возражение..........................................................................................46

Решение не иметь детей.....................................................................47

Осуществленное и неосуществленное...............................................47

Последствия подобного выбора для отношений.................................48

Враждебное настроение......................................................................48

Плохие отметки в школе....................................................................49

Пережитый траур................................................................................49

Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50

Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53

Порядки любви...................................................................................54

Уравновешивание с помощью уважения...........................................55

Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55

Они здесь.............................................................................................57

Признание личной вины - источник силы.....................................64

Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65

Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66

Прерванное движение любви к........................................................67

Боли в плечах......................................................................................69

Решить проблему без долгих раздумий..............................................69

Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70

Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений

в семье..............................................................................................76

Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78

Доверие внутренней картине.............................................................79

Ответственность терапевта.................................................................80

О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81

Перенятое замешательство.................................................................81

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама