Исламская доктрина гласит: «Счастлив тот, кто удовлетворён той долей, которую ему определил Господь Бог, и счастлив тот, кто не ропщет и не изводит себя, сокрушаясь из-за отсутствия чего-либо в его жизни». Именно так должен мыслить мусульманин. Мыслите ли вы так?
Татарская пословица гласит: «Довольствоваться тем, что у тебя есть – это уже богатство» . Но многие из нас, стремясь приобрести земные блага, и соревнуясь с другими, начинают роптать на свою жизнь, становятся недовольными своим положением и не думают, что это усугубляет их положение еще больше. Потому что Всевышний Аллах – Создатель людей, ждет от них благодарности даже за то, что они имеют. Но, к сожалению, не все об этом задумываются.
Человек такое существо, что он не просто забывает благодарить Господа за то, что имеет в этой жизни, но и еще и начинает роптать, что у других лучше, чем у него. По этому поводу в Коране говорится: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”» Когда же Он испытывает его, ограничивая в пропитании, тот говорит: “Господь мой презрел меня!” – сура «Заря», аяты 15-16. А в хадисе говорится: «Если бы у кого-то из сынов Адама было две долины, заполненные стадами, то он пожелал бы третью»
Человек в полной мере не понимает, что всё пропитание и всё, что он имеет – это от Всевышнего Аллаха: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» — так говорится в Коране в суре «Украшения», аяте 32. Поэтому он должен лишь стараться и трудиться в улучшении своей жизни, уповая на милость Всевышнего Аллаха, прося Его об этом.
Самое главное, и это ключ к успеху в уповании, он должен уметь благодарить Аллаха за то, что он имеет. Есть интересная персидская мудрость от великого мыслителя и поэта Саади Ширози. Как-то его увидели расстроенным, и спросили, почему он такой. На что он ответил:
«Как мне поступить? Я вдыхаю воздух, который создал Всевышний и выдыхаю его. Я успеваю поблагодарить Всевышнего за то, что вдыхаю воздух, но уже за выдох – у меня нет времени поблагодарить Его».
Великие люди раньше задумывались о том, как поблагодарить Господа даже за глоток воздуха, а мы сегодня, имея хлеб насущный, крышу над головой, ропщем на жизнь.
Вот несколько советов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, который приучал нас довольству даже малым:
Он говорил: «Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и ты будешь самым богатым среди людей» — передано ат-Тирмизи.
Он учил: «О Абу Хурайра, будь воздержанным (осторожным в своих поступках) – и ты станешь лучшим из поклоняющихся. Будь довольным – и станешь самым благодарным из людей» — передано ибн Маджа.
Он, мир ему и благословение Всевышнего, наставлял: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это полезнее, дабы вы не считали милости Аллаха никчёмными» — передано имамом Муслимом.
Он предупреждал: «Богатство заключается не в обилии вещей. Богатство – это богатство души» — передано имамами аль-Бухари и Муслимом.
Сможем ли мы после этих наставлений посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, узреть истинную суть бытия и стать богатыми в душе, ну и по воле Всевышнего, вообще? Ответ лишь в нас самих. Ибо наша страсть безгранична и удерживает её только вера и богобоязненность.
° Неумеренное присвоение и потребление материальных маг вредит совершенствованию души.
Ненасытность, рвачество, стяжательство – проявления низшего естества, развитие которого ведет к потере души. Роскошь – безобразие, творимое неуемным эгоизмом и самопотворством. Душевную пустоту человек пытается заполнить земными богатствами и утехами, стремясь к внешним радостям.
° Стараться не обременять себя малополезными, ненужными вещами.
Уметь отличать вещи необходимые (вещи поддерживающие жизнедеятельность и орудия труда) от вещей, не важных для жизни человека. Любые вещи в большом количестве становятся лишними.
В жизни есть вещи необходимые, без них трудно обойтись, и вещи, которые постоянно нужны. И есть вещи лишние, без которых человек может запросто обойтись и прожить, их не заметив.
á Сравните хлеб, конфету, жевательную резинку, нож, блюдце, чашечку для кофе; бумагу, игрушку, точилку для карандашей; постель и ковер; квартиру и гараж.
°Нужно уметь быть довольным тем, что имеешь.
Довольствоваться малым лучше, чем гоняться за многим. Повышенные запросы не приводят к добру, они толкают на действия во имя эгоистических желаний, а встречное сопротивление среды чрезмерно развивает и закаляет отрицательные свойства и черты человека. Уметь сдерживать себя, не заниматься самопотворством. Люди очень часто хотят думать о том, чего у них нет. Им кажется, что чего-то не хватает, от этого они не могут успокоится, все время хотят какую-нибудь новую вещь или игрушку, которую они увидели. Научитесь ценить то, что у вас есть сейчас, и меньше думайте о том, чего у вас нет. Если вы считаете, что у вас многого нет, то полезно вспоминать о том, как живут беспризорные дети в подвалах, в холоде и голоде. Тогда вы поймете, кому действительно плохо, и отличите настоящую нужду от кажущейся.
° Некоторый недостаток нужно принимать как благо для своей души. Недостаток знаний и ума хуже недостатка денег.
Ожирение сердца
У Алины было не просто много игрушек, а слишком много. Ну, просто огромное количество. Игрушки были разбросаны по всей большущей комнате. Они валялись под кроватью, ими были заполнены шкафы и забиты ящики в столе. Даже новые игрушки, чтобы о них не спотыкаться, приходилось сваливать куда попало и запихивать по разным углам. В общем, куда ни глянь, отовсюду игрушки торчат. Какую дверцу ни открой, обязательно что-нибудь вывалится.
Вы думаете, что Алина была самой радостной и счастливой на свете? Вы ошибаетесь. Она часто ходила с плохим настроением. Ей хотелось все новых игрушек, она часами могла их клянчить и требовать, то капризничая, то плача, то обижаясь, то сердясь.
Если бы кто-нибудь мог заглянуть к Алине в душу, то он сразу бы увидел, какое большое несчастье произошло в ее сердце. Из-за ненасытности и жадности ее сердце ожирело и сильно сдавило сердечную радость. Из-за этого Алина уже не могла радоваться всем сердцем и чувствовать настоящую радость внутри себя. Ей оставалось лишь радоваться умом, получая радость только от новых игрушек и развлечений. Но радость ума была совсем другой и короткой. Игрушки веселили и радовали недолго. Как только такая радость проходила, Алина снова ощущала внутри себя, в своем сердце тоску и погружалась в безрадостное настроение. Вот и приходилось ей, не имея радости внутри себя, все время искать ее в игрушках и развлечениях.
Врачи пока не нашли лекарства от ожирения сердца, да и разве можно ненасытность вылечить таблетками. Они лишь советуют иметь побольше радости в себе и не зависеть от вещей и развлечений. Радость дает наслаждение настоящей красотой. У человека, который чувствует красоту и стремится ею любоваться, никогда сердце не ожиреет.
[? ] – Вы замечали разницу между сердечной радостью (например, при оказании помощи попавшему в беду) и радостью умственной (при получении чего-то)?
– Как долго вас обычно радует новая игрушка?
– Когда люди ищут радости для своего ума? (Когда перестают и не умеют радоваться сердцем).
– Из чего по-вашему должно состоять лекарство от «ожирения сердца»? (См. направления беседы).
А кому-то все мало
Животные всегда довольствуются только тем, что им важно и необходимо для жизни. Теплую шкуру они носят с собой, нору от дождя имеют только одну, а еды добывают ровно столько, сколько им необходимо для силы и здоровья. Но среди животного мира иногда попадаются и такие, которые любят собирать и копить бесполезные вещи или лишнюю еду. О них-то и пойдет сейчас рассказ, и вы узнаете, к чему может привести любовь к ненужному, страсть к накопительству лишнего и желание иметь больше.
В синем море плавала белая Акула. Она, как и все ее сородичи, очень любила красивые, но абсолютно ей не нужные и бесполезные предметы. Но прятать эти предметы Акуле было некуда, потому что не было у нее ни дома, ни шубы с карманами. И вот однажды ей пришла в голову умная мысль о том, чтобы все понравившееся, заглатывая, в свой большой желудок складывать. Лучше и не придумаешь, ведь надежней места, чем собственный живот, вряд ли найти можно. С этого момента Акула стала собирать все подряд, что считала красивым. То плавающую бутылку проглотит с блестящей этикеткой, то на память откусит понравившийся поплавок от рыбацкой сети, то кусок весла отгрызет. Но один раз ей очень повезло. Ветер пригнал откуда-то издалека большой детский резиновый мяч. Это была настоящая удача. Трудно в море что-нибудь красивее и интереснее найти. Испугалась Акула, что мяч кому-нибудь другому достанется и поскорее решила его в свой желудок спрятать. Только она мяч проглотила, как вдруг почувствовала, что ее все время кто-то вверх тянет. Только спустится акула вниз ко дну, как тут же всплывать начинает, как будто кто-то ее на удочку поймал. Никак не могла понять Акула, в чем дело, только скоро совсем из сил выбилась и всплыла на поверхность моря. Плавала она на поверхности моря до тех пор, пока плавник ее торчащий над водой рыбаки не увидали. Через два дня Акула оказалась в рыбном магазине, а мячик, который из ее желудка достали, рыбаки своим детям подарили.
Еще всякие совсем не нужные вещи любят сороки. Одна такая Сорока обожала все блестящее и потому собрала в своем гнезде целую кучку стеклышек, монеток, крышек от бутылок. Была в гнезде у Сороки и серьга с красным камушком, и пуговицы блестящие и обертки цветастые от конфет. В общем, много ненужного барахла и бесполезных мелочей Сорока насобирала и стала за свое добро переживать и охранять его от своих завистливых соседок-воровок. Никакой спокойной жизни у Сороки из-за собранного богатства. Все птицы весело в небе порхают и летают, где вздумается, а Сорока все около гнезда кружится, вещички свои стережет, да новые присматривает. Вскоре так много всякого накопилась у Сороки, что вот-вот через край гнезда вываливаться начнет. Подумала Сорока и решила свое гнездо достроить: края гнезда в два раза выше сделать. Стала Сорока палочки таскать и гнездо достраивать. Но не выдержали ветки такого веса. Согнулись они, треснули, и Сорока вместе со своим недостроенным гнездом в грязь шлепнулась. Ни драгоценностей у Сороки не стало, ни гнезда, все в глубокой грязной луже утонуло. Сколько времени Сорока зря потеряла, сколько за свои безделушки переживала и возле гнезда торчала, и в конце концов ни с чем осталась. Лучше бы летала, как все, путешествовала бы и жизни радовалась.
А вот и еще одна история. Жил рядом с человеком Хомяк и каждый день, круглый год, вдоволь кормился он в амбаре человека, ведь зерна там было видимо-невидимо. И все было бы ничего, да вот однажды случилась с ним беда. Решил как-то Хомяк сделать у себя в норе запас еды, чтобы зерно уже как бы его личным считалось, а заодно, чтобы своим соседкам, полевым Мышкам похвастаться и впечатление на них произвести своим богатством. Пролез Хомяк как всегда в амбар через узкую щель в углу и стал зерно грызть. Наелся сначала сам, а потом, из-за отсутствия карманов в своей шкурке, стал зерно за обе щеки запихивать, чтобы к себе в нору его перенести. Только запихнул Хомяк последнее зерно и пошел обратно к щели в углу, как вдруг по пути Кошку повстречал, которая иногда приходила амбар охранять. Стал убегать Хомяк от Кошки, подбежал к щели в углу, а протиснуться в нее не может, уж больно сильно щеки раздулись. Пока Хомяк выплевывал зерно, оказался он в когтях у Кошки. Всю жизнь он мог бы прожить припеваючи, кормясь в амбаре, да подвела его ненасытность и желание иметь большего и лишнего.
Осенью возле дикой яблони поселился молодой Еж. Он облюбовал для себя укромную нору и решил в ней перезимовать. Чтобы мягче и теплее спалось всю зиму, он натаскал к себе в нору сухих листьев, пушистого мха и сделал уютное место для сна. Скоро с яблони стали падать вкусные яблоки, а обрадованный Еж стал их на своих иголках перетаскивать в нору. Очень быстро нора заполнилась яблоками до самого верха, так, что даже самому Ежу места в ней не осталось. Решил тогда Еж до зимы, пока еще тепло и нет снега, в куче сухих листьев пожить, ведь за это время часть яблок он съест и место в норе освободится. Так он и поступил. Сам в листьях стал ночевать и каждый день собранные яблоки поедать. Но чем ближе к зиме, тем больше неприятный запах из норы идет. Оказалось, что нижние яблоки в норе испортились, сгнили и превратились в вонючую рыжую кашицу. Уже зима на носу, а у Ежа ни постели мягкой, ни норы теплой не осталось. Так и пришлось Ежу из-за своей излишней любви к яблокам зимовать под снегом, в куче сухих листьев.
Те истории, которые вы сейчас услышали, далеко не единственные. Иногда и в некоторых других зверях тоже просыпается страсть к накопительству и желание иметь лишнее и ненужное. Но никто из зверей даже близко не может сравниться с людьми, которые так влюблены в вещи, что им служат, ради них помногу работают и даже заботливо создают для них красивые домики. Да, да, ведь сумки, карманы, ящики, шкафы и даже огромные склады – все это придумано людьми для своих самых любимых, главных и важных на свете вещей.
[? ] – Любовь к каким вещам подвела Акулу и Сороку? (К ненужному и бесполезному)
– Почему же нужная еда подвела Хомяка и Ежа? (Хотели лишнего и большего, чем требовалось для поддержания жизни).
– Какая любовь возвышеннее: к вещам или к людям и ко всему в природе?
– Вы хотели бы, чтобы ваши родители любили больше какие-нибудь вещи, чем вас?
– Чья любовь полнее и сильнее: у того, кто любит целиком только другого человека или у того, кто любит одновременно человека и вещи?
– Вы хотели бы, чтобы мама делила свою любовь между вами и какой-нибудь вещью?
– Если любить вещи некрасиво, то как тогда надо относиться к нужным вещам? (Спокойно, безразлично).
– Что люди придумали для сохранности своих любимых вещей, и как они им служат? (моют, чистят, ремонтируют и т.п.).
Поговорим о наших желаниях. Само по себе желание – это грех? Нет. Мы можем сильно желать чего-то и при этом не грешить. Например, желать исполнять волю Божью. Разве это плохо? «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9). Но желание, или, если точнее, объект желания, может быть выбран неправильно.
Желать того, что принадлежит другому, испытывая при этом сильное чувство досады, называется завистью. Это не просто желание иметь что-либо, но желание иметь лишь по той причине, что это есть у другого. Это уже грех. Зависть – это то, что никогда невозможно удовлетворить. Можно быть очень богатым, но желать то, что имеют бедные. Вспомните притчу, которую рассказал пророк Нафан Давиду о богатом человеке, который пожалел своих овец для странника и взял овцу у бедного(2 Цар. 12:1-4). Или другая история о царе Ахаве, который, будучи богат, пожелал виноградник, который принадлежал другому человеку, и из-за этого пошел на убийство (3 Цар. 21).
Желание иметь достаток - не грех. Плохо, когда человек думает, что в земном богатстве и заключается счастье и радость. Иисус предупреждает своих слушателей: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Автор послания к евреям предупреждает: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (13:5). Зависть – это дело плоти. Своими силами с плотью не справиться, но Бог поможет нам справиться с плотью. «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские , то живы будете» (Рим. 8:13). Без Духа Святого с плотью не справиться. Если только Дух Божий живет в вас. Молитесь и просите у Бога помощи от искушения завистью. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Смиряйте себя, и Господь укрепит вас. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9:38).
Случается, что искреннее желание помочь ближнему оборачивается печалью и болью для того, кому хотят помочь. Пример можно увидеть в книге Иова. Три друга Иова, Вилдад, Елифаз и Софар (по возрасту старцы) искренне хотели помочь Иову. Говорили ему правильные слова о наказании за грехи. О том, что должно обратиться к Богу, покаяться и Бог перевяжет раны Иова. Хорошие, правильные слова, искреннее желание помочь, утешить. Но причина страданий Иова - не его грехи. В глазах Божьих Иов был непорочным, праведным человеком. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8).
Бог испытывал верность Иова, в этом причина его (Иова) страданий. Друзья же своими «правильными» советами лишь усиливали страдания Иова. «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?» (Иов 6:26-28).
За все свои поступки, за все свои слова мы дадим ответ Богу. Мудрые мы даем советы или глупые? А от глупости рукой подать до греха: «Помысл глупости – грех…» (Прит. 24:9). Итак, не всякое желание есть грех. Наши проблемы начинаются тогда, когда не мы руководим желаниями, а желания руководят нами. «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Прит. 4:26).
Игорь Олефира
Какое количество человек может утвердительно сказать, что они довольны и счастливы? Наверное, совсем немного. Ежедневные будни поглощают, и на осознание бытия остается совсем мало времени. Чтобы выполнить запланированную работу, приходится нагружать себя и даже заставлять, обещая возместить организму потраченную энергию приятным отдыхом в выходные дни. Вместо удовольствия труд приносит истощение и негатив. А вы замечали, насколько дети свободнее и радостнее воспринимают любые изменения происходящие в жизни. Они не боятся выглядеть забавными, потому что любят все, к чему прикасаются и каждое движение основывается на узнать, понять и остаться довольными.
Подрастая, их интерес и азарт к новому постепенно угасает. Появляются стандартные отговорки об обязанностях, финансовом и моральном долге перед близкими людьми. Они перестают становиться довольными, счастливыми, удовлетворенными. На какой стадии теряется непосредственность, удовольствие, никто не замечает и проходит заметный промежуток времени, через который появляется чувство неудовлетворенности. Как по-настоящему быть счастливым, позитивным, довольным своей жизнью, заряжая энергией окружающих, близких и родных?
Первые шаги
Вот несколько первых шагов, позволяющих по-иному взглянуть на обычные трудности:
- Постарайтесь ценить каждое мгновение, получайте удовольствие и живите настоящим днем;
- Благодарите судьбу за оказанное доверие быть в гуще событий в кругу близких людей, среди членов дружного коллектива и понимающих соседей;
- Обращайте внимание на любые мелочи: яркий солнечный лучик, пробивающийся через плотную занавеску, довольный взгляд мужа или жены, соглашающийся на авантюру и многое другое;
- Отведите несколько минут времени на обдумывание создавшейся неблагоприятной ситуации и элементов недовольства жизнью;
- Перестаньте жаловаться на обстоятельства, мир не изменится и солнце ярче светить не станет, а довольный человек всегда желанный близким и окружающим;
- Возьмите на заметку, что вы личность индивидуальная, не сравнивайте себя с другими, получайте позитив и удовольствие от неповторимости;
- Финансовое положение не изменят внутреннее состояние, научитесь быть довольным минимумом;
- Сопереживайте другим людям и новые интересные знакомства помогут избежать одиночества, развеют нахлынувшую печаль и грустные мысли;
- Выбирайте то, что нравится больше всего. Откиньте осуждение, ухмылки и недоверие.
Ощутимые действия
Маленькие секреты больших достижений
Все начинается с попытки быть простым и органичным. Понравившееся дело становится похожим на детскую игру, притягивающуюся трепетом и новизной. С головой погружаясь в необычное занятие, оставайтесь довольным любым исходом, не требуя идеального варианта.
Труд ради денег приводит к моральному истощению. Освободитесь и постарайтесь на первый план выдвинуть желание послужить другим. Получая удовольствие и прилив сил от выполненной миссии, вы показываете пример вдохновения и чистоты.
Придумывайте новые идеи, направляющие на путь неизвестности, загадочности и выносливости. Тайная тропинка поманит крутыми поворотами, резкими обрывами и неожиданными результатами. Никогда не бойтесь ошибиться, будьте довольными трудностям, соприкасаясь с неудачами один на один.
Старайтесь довольствоваться жизнью и быть терпеливым. Не замечая недоверие, колкие замечания упорно идите к желанной цели, чтобы не оставлять сомнения об утраченном шансе. Постепенно начинания превратятся в качественные способности, вы останетесь довольным, а окружение с восторгом удивится о скрытых возможностях.
Ежедневно постигайте новую ступеньку, будьте довольным происходящим и идите к вершине. Не отвлекайтесь на плохое настроение, появившиеся негативные эмоции. Печаль и радость всегда идут рядом. Это совсем не повод отказаться от больших замыслов.
Не распыляйтесь на множестве дел. Выберите одно, приносящее удовольствие и подходящее вашей энергетике и внутреннему состоянию. Фокусируя внимание на конкретных и обоснованных предпосылках, доведите цель до конца, а затем займитесь другим. Мозг любит завершенность.
Овладение знаниями помогут повысить профессиональный уровень, быть компетентным и грамотным. Приобретенные новые навыки подтвердятся практическими действиями, вы будете довольный и начитанный. Не останавливайтесь на достигнутом. Постоянно совершенствуйте способности и умейте находить связь с реальностью.
Послесловие
Чтобы назвать себя довольным и счастливым не надо обладать непревзойденным мастерством. Простые маленькие радости в тесном семейном кругу, наличие любимого занятия и достижимые цели сравнятся с жизнью великих путешественников, изучающих другие страны и народы. Эмоция, настроение – величина непостоянная. Как измерить удовольствие жизнью, ограниченной финансовыми рамками, человеческими обязательствами и бытовыми проблемами? Оставаться довольным маленькими возможностями, любить близких людей, и помнить о том, что ничто не ценится ярче, чем сама жизнь.
После того как Моисей ушел из Египта, ему понравилось жить у Рагуила:
21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.
(Исх 2:21).
«Понравилось » это перевод древнееврейского слова ya’al со значением «быть довольным (чем-либо)».
Моисей услышал нечто и одобрил:
20 И услышал Моисей и одобрил.
(Лев 10:20).
«Одобрил » в данном тексте это перевод древнееврейского слова ayin , которое означает «глаз» и, по аналогии, брови, лицо, выражение лица. Смысл сказанного в Книге Левита 10:20 заключается в том, что Моисей приподнял брови в знак одобрения того, что было сказано.
Ревнивый человек не будет доволен даже множеством даров:
34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
(Притч 6:34-35).
«Удовольствуется » в данном стихе это перевод древнееврейского слова abah , которое буквально означает «тосковать (по кому – или чему-либо)»; «надеяться», и образно – «желать», «соглашаться».
Очень трудно снискать удовольствие ревнивого человека дарами или действиями, направленными на преодоление его ревности. В Новом Завете Павел часто говорил о необходимости быть довольными и удовлетворенными. О себе он говорил, что научился быть довольным в любом состоянии или положении:
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
(Фил 4:11-12).
«Довольным » это перевод греческого слова autarkes (autos – «сам»; arkeo – «довольный»; «достаточный»). Это слово можно определить как «самодостаточный»; «достаточный сам в себе».
Это вовсе не означает, что Павел был самодостаточным без Христа и Бога. Контекст данного отрывка наглядно показывает следующую мысль Павла. Он не переживал из-за жизненных обстоятельств, потому что пребывал с Господом. Он мог всего добиться во Христе:
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
(Фил 4:13).
Вне зависимости от того, какие препятствия вставали на пути Павла, он не волновался, но проявлял довольство и удовлетворение! Однокоренное слово употреблено в 1 Послании к Тимофею 6:6, где Павел сказал: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным (autarkeia)».
Когда человек имеет благочестие, то есть, живет в соответствии с заповедями Божьими, он может не зависеть от обстоятельств. Он может не беспокоиться о том, что происходит в окружающем мире, ибо он полагается на Бога!
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
(1 Тим 6:8).
«Довольны » в этом случае это arkeo (см. выше). Это же слово употребляется в Послании к Евреям 13:5, где автор повелевает нам довольствоваться тем, что мы имеем, и при этом дает основание для такого довольства — Бог сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя».