THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сущность фехтования блестяще определил Мольер: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию.»

Три вида оружия используется в соревнованиях по фехтованию: рапира, сабля, шпага.

Легкая и гибкая рапира когда-то использовалась только для тренировок. В боях с рапирами засчитываются касания острием корпуса соперника. Шпага - дуэльное оружие с обоюдоострым лезвием. Удары должны наноситься кончиком шпаги, засчитывают ее касание любой части тела. Сабля - удары наносятся только выше пояса, как это было когда-то в конных сражениях.

История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала святая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника. Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за 4 столетия до первых олимпийских игр. У одного из бойцов, изображенных на барельефе, лицо прикрыто своеобразной «маской» в виде защищающего глаза валика, прикрепленного к голове.

Фехтование как зрелищное искусство получило широкое распространение в Древней Греции и Римской империи. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. В Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии.

В средние века фехтование носило ярко выраженный классовый характер: им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простой люд - горожане и крестьяне - фехтовали на палках, обитых железом, и на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке. Первыми книгами по истории фехтования считаются произведения испанских преподавателей, вышедшие в 1474г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии - ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

К первой четверти XVI столетия широкое распространение получили те виды оружия, которыми удобнее было нанести укол, проникнув острием клинка в отверстие и щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

В XVII веке во Франции закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. Широкое распространение получали школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

Впервые соревнования по фехтованию в современной их трактовке были проведены в конце XIX века. В 1986 году по случаю тысячелетия основания Венгерского государства в Будапеште был проведен крупный международный турнир по фехтованию.

9 ноября 1913 года в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной федерации фехтования (ФИЕ).

Впервые международные правила ФИЕ были приняты в июне 1914 года. Первое издание «Правил соревнований ФИЕ» вышло в 1919г.

Фехтование как вид спорта было включено в программу первых Олимпийских игр современности 1896 года. Первыми видами соревнований на Играх в Афинах было личное первенство на рапирах и саблях среди мужчин. Командное первенство по этим видам оружия стало проводиться начиная с Игр III Олимпиады (1904г.). Личные соревнования на шпагах в программе Олимпиад впервые были проведены в 1900 году, а командные по этому же виду оружия впервые состоялись на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году. Личные соревнования среди женщин в первый раз проводились в 1924г. на Олимпийских играх в Париже, а командные состязания - на XVII Олимпиаде в Риме (1960г.). В Атланте в 1996 году женщины впервые в истории Олимпиад скрестили шпаги в личных и командных соревнованиях, ранее женщины соревновались лишь на рапирах.

До 1956 года на олимпийских играх наилучших результатов добивались фехтовальщики Венгрии, Италии и Франции. Среди них знаменитый итальянский мастер Недо Нади, получивший золотые награды в состязаниях на рапирах (1912 и 1920г.г.) и на саблях (1920г). Он единственный в истории фехтования завоевал 5 золотых медалей на одних играх в личных соревнованиях - на рапирах и саблях и в командных - на рапирах, саблях и шпагах.

Другой итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти - обладатель самой большой олимпийской коллекции наград. Он выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые).

Аладар Геревич - венгерский саблист, участник шести Олимпиад с 1932 по 1960г.г. Последнюю свою золотую медаль он получил в 50 лет.

Венгерский фехтовальщик Рудольф Карпати, участвуя в четырех Олимпиадах, завоевал 6 золотых медалей.

В 60-х годах отечественная школа фехтования прочно утвердила свой авторитет на международной арене. Крупных результатов в различных международных соревнованиях достигли фехтовальщики Кубы, Польши, Румынии.

В последние годы расширяется состав стран-участниц первенств мира и олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов.

За свойственные ему стратегию боя и атлетизм фехтование иногда называют «шахматами с мускулами». Бой фехтовальщиков действительно можно сравнить с блицтурниром шахматистов, где решения принимаются в доли секунд, а малейшая ошибка может обернуться мгновенным поражением. Использование фехтовальной культуры выходит за рамки фехтования как вида спорта. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Необходимость изображения фехтовального поединка в театре, кино определила формирование сценического фехтования. Широко распространены также национальные виды фехтования.

В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVII века, когда оно стало восприниматься как средство воспитания воинского духа, развития ловкости, в отличие от турнирной и дуэльной форм на Западе. На вооружение офицеров, рейтерских и драгунских полков было принято холодное оружие различных образцов. В дальнейшем на основе военно-прикладного фехтования стало развиваться и спортивное фехтование. ПетрI сделал фехтование непременным занятием для придворных и ввел в военных и гражданских учебных заведениях обязательным предметом «рапирную науку». В начале XIX века разрабатываются первые «Правила искусства фехтования на штыках» (1834г.).

Фехтование на рапирах впервые использовано для подготовки офицеров армии и флота в 1701 году в Московской школе математических и навигацких наук, преподавалась «рапирная наука» и в открытой в 1719 году в Петербурге Морской академии наук, а в 1732 году она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. В 1816 году в Петербурге открывается первая фехтовальная школа по подготовке инструкторов и учителей. Этот вид спорта стал развиваться не только в Петербурге и Москве, но также в Смоленске, Риге, Вильно, Томске, Севастополе, Омске.

Во 2-ой половине XIX века спортивное фехтование среди офицеров русской армии получает более широкое распространение. В октябре 1855 года в Петербурге открывается фехтовально-гимнастический зал отдельного гвардейского корпуса. Это первое в России спортивное фехтовальное общество с официально утвержденным положением и уставом.

В XX веке в России четко обозначились 2 направления в развитии фехтования: прикладное штыковое и сабельное для офицерского состава и рядовых солдат и любительское спортивное фехтование на рапирах, шпагах и эспадронах, которое культивировалось среди учащихся, студентов, а также среди офицерства и нижних чинов.

Впервые официальные соревнования по фехтованию на эспадроне, рапире и винтовке с эластичным штыком по утвержденным правилам были проведены в марте 1860 года для офицеров гвардии в Петербургском фехтовально-гимнастическом зале. Одним из важнейших событий фехтовальной жизни в России являлись соревнования на императорские призы. К соревнованиям допускались только офицеры.

Был организован и первый фехтовальный турнир военных училищ в апреле 1908года в Одессе. В его программу впервые в России были включены соревнования по фехтованию на шпагах.

С 1899 по 1916 года по инициативе Петербургского атлетического общества проводятся ежегодные первенства России по фехтованию на рапире и эспадроне.

В начале XX века русские фехтовальщики С.Агафонов, П.Заковорот, Ю.Мишо, А.Мордовин и другие успешно выступали в отдельных международных соревнованиях. В 1910г. в Париже русские фехтовальщики приняли участие в крупных международных соревнованиях, заняв 3 5 места.

Наиболее интересно проходили состязания по фехтованию на I и II Всероссийских Олимпиадах 1913 и 1914 годов. На Киевской Олимпиаде 1913г. впервые было разыграно женское первенство по фехтованию на рапире.

Дебют наших фехтовальщиков на Олимпийских Играх 1912 года был неудачным: ни одного первого места.

В 1918 году были созданы первые советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. Год спустя в Москве открылась Главная военная школа физического образования трудящихся. Основы советской школы фехтования заложили педагоги: П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов.

В начале 20-х годов в городах нашей страны появились первые кружки любителей фехтования, стали проводиться городские, губернские и областные олимпиады и первенства гарнизонов и военных округов, создана Всесоюзная секция фехтования. 30 ноября 1924 года принято считать днем основания советского спортивного фехтования.

В 1935 году в Ленинграде открылась первая детская спортивная школа фехтования, позже они открылись в Харькове, Москве, Ростове.

В том же году состоялись первые международные встречи советских фехтовальщиков.

С 1938 года ежегодно проводятся первенства городов и чемпионатов страны.

Федерация фехтования СССР вошла в состав Международной федерации в 1952 году, а в 1956г. в Лондоне женская команда СССР впервые стала чемпионом мира.

За большие успехи в чемпионатах мира и вклад в развитие фехтования федерация фехтования СССР В 1963 была награждена кубком Роберта Фейерика - высшей наградой Международной федерации фехтования.

Фехтовальщики Советского Союза принимали участие в Олимпийских играх с 1952 по 1988г.г. В Хельсинки (1952г.) ни один советский фехтовальщик ни в одном из видов оружия не сумел попасть в заветную шестерку. В Мельбурне (1956г.) удалось завоевать 2 бронзовые медали. И вот на Играх XVII Олимпиады (1960г.) советские рапиристы открыли счет золотым олимпийским медалям, завоевав первые места в личном и командном первенствах.

Чемпионами в личном зачете становились: в 1960г. - рапирист Виктор Жданович, в 1964г. - шпажист Григорий Крисс, в 1968г. - рапиристка Елена Белова, в 1972г. - саблист Виктор Сидяк, в 1976, 1980г.г. - саблист Виктор Кровопусков, в 1980г. - рапирист Владимир Смирнов. Кроме того, еще 30 спортсменов стали олимпийскими чемпионами, выступая в командном первенстве. И среди них трехкратные олимпийские чемпионы Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Самусенко, Владимир Назлымов.

На Олимпиаде в Барселоне в 1992г. «золото» завоевали саблисты сборной СНГ (объединяющей все республики бывшего Советского Союза, кроме стран Балтии).

С 1992 года начинает свою самостоятельную историю российское фехтование. Накануне Игр в Барселоне была создана федерация фехтования России. Наилучших результатов за эти годы добились российские саблисты: чемпионом мира в личном зачете в 1993 и 1995г.г. становился Григорий Кириенко, а вся команда в целом в 1994г. завоевала золотые, а в 1995г. - серебряные медали. Значительного успеха добился и шпажист Павел Колобков, победив на чемпионатах мира 1993 и 1994 годов.

Более 30 лет не поднимались наши рапиристы на высшую ступень пьедестала почета в личном зачете. И это, наконец, удалось сделать Дмитрию Шевченко на первенстве мира 1995 года. Команда, которую он возглавлял, заняла 2-ое место.

После токийской победы Григория Крисса никому из наших шпажистов не удавалось приблизиться к олимпийскому пьедесталу в личных турнирах. И вот спустя 32 года в 1996 году в Атланте первым из россиян завоевал золотую медаль шпажист Александр Бекетов. Вообще, успех фехтовальщиков России в Атланте был убедителен: четыре золотые, две серебряные и одна бронзовая медали.

» Фехтование

История развития фехтования

Фехтование имеет необычайно давние корни. Ещё три с лишним тысячи лет назад египетский фараон Рамсес III устроил в честь победы над ливийцами турнир фехтовальщиков. На фресках храма близ Мединет-Абу в Верхнем Египте ясно различается оружие, руки бойцов защищены специальной чашкой — гардой, как у современной сабли, у некоторых лица закрыты маской. Судей можно узнать по перу, которое они держат в руках. Совершенно очевидно, что на фреске изображено соревнование. История фехтования необычайно богата.
Фехтование на различных видах холодного оружия было известно так-же в Древней Греции и Древнем Риме. В Средние века фехтование считалось одной из «семи благородных страстей» рыцаря. После появления огнестрельного оружия в воинах ценилась уже не сила, а прежде всего ловкость, приобретаемая благодаря специальным упражнениям. Это привело к зарождению в Испании в начале XV в. фехтовального искусства.
В середине XVI в. центром фехтования (оно существовало в то время в дуэльной и спортивной срормах) стала Италия, затем Франция, где высоким искусством владения клинком славились мушкетёры короля. С начала XVII в. спортивное фехтование развивалось самостоятельно.
Развитие фехтования активно шло и в России ( о истории фехтования в России.

История фехтования в наше время

В XX в. стали проводиться мировые первенства по фехтованию. На чемпионате мира в 1921 г. фехтовали только на шпагах, в 1922 г. — на шпагах и саблях, в 1926 г. — на шпагах, саблях и рапирах. В 1929 г. за первенство начали борьбу женщины-рапиристки. В 1989 г. в программе мировых первенств появилось фехтование на шпагах среди женщин, а ещё через десять лет, в 1999 г., звание чемпионки мира оспаривали и саблистки.
Соперники на соревнованиях по фехтованию учавствуют в специальной амуниции . Фехтование относится к видам спорта, которые неизменно включались в программы Олимпийских игр. В 1896 г. в Афинах на фехтовальную; дорожку вышли только мужчины: сражались рапиристы (любители и профессионалы) отдельно и саблисты. Это были личные соревнования.
На следующей Олимпиаде, в Париже, бились уже на рапирах, саблях и шпагах. И снова состязания среди любителей и фехтовальных маэстро проводились отдельно. Первую свою золотую медаль по фехтованию на шпагах у любителей завоевал кубинский спортсмен Рамон Фонст. А известный во Франции преподаватель фехтования Альбер Ая выиграл соревнования на шпагах среди маэстро и смешанный турнир — для любителей и профессионалов.
Одним из героев III Олимпиады (1904 г.) снова стал Рамон Фонст. Он первым из латиноамериканских атлетов завоевал три золотые медали в фехтовании на рапирах и шпагах.
На Олимпийских играх в Лондоне (1908 г.) проводились соревнования лишь на рапирах и саблях, но зато и личные, и командные. Здесь блестяще выступили французы и венгры. Они разделили между собой золотые медали: две взяли французские рапиристы, две — венгерские саблисты. На Играх в Стокгольме (1912 г.) фехтовальщики участвовали в личных и командных состязаниях на шпагах и саблях и в личных — на рапирах. Венгерские спортсмены повторили своё достижение. В фехтовании на шпагах золотые медали получили бельгийцы. Лучшим рапиристом был объявлен итальянец Недо Нади.

Прорыв наших фехтовальщиков

В олимпийском Риме (I960 г.) произошла сенсация. Чемпионами стали фехтовальщики СССР. Победы одержали и женская, и мужская команды рапиристов. Вот имена первых советских олимпийских чемпионов: Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Петренко, Валентина Прудкова, Валентина Растворова, Людмила Шишова, Виктор Жданович, Марк Мидлер, Юрий Рудов, Герман Свешников, Юрий Сисикин.
В личном турнире по фехтованию на рапирах высшую награду завоевал ленинградский студент Виктор Жданович. В финале он не проиграл ни одного боя. Но не все сражения прошли гладко. В предпоследнем поединке Жданович встретился с англичанином Б. Хоскинсом. Победа Виктора означала, что золотая медаль достанется ему досрочно. При счёте 2: 0 ленинградец допустил тактическую ошибку — решил не рисковать, чем немедленно воспользовался соперник счёт 2: 2. Соперники вновь обменялись уколами. Вначале успеха добился Жданович, затем снова ангиличанин. Но па этом Хоскинс себя исчерпал. Виктор ещё дважды уколол его и победил.
Уже в ранге олимпийского чемпиона Жданович провёл поединок со знаменитым Кристианом д"Ориоля. Это был не только спор двух сильнейших — встретились представители двух школ: классической, французской, и советской, творчески переработавшей достижения французов, итальянцев и венгров. Жданович взял верх со счётом 5: 3.
Венгерские саблисты, с 1928 г. не проигравшие ни одной Олимпиады, и в Риме стали первыми в командном зачёте. В личном первенстве золотая и серебряная медали достались опять-таки спортсменам из Венгрии — Рудольфу Карпати и Золтану Хорвату. Выдающийся итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти получил золотую медаль за победу в командном турнире на шпагах и серебряную — на рапирах. В Риме на своей пятой Олимпиаде он отметил четвертьвековой юбилей жизни в спорте.

Новые победы наших фехтовальщиков

В 60-х гг. больших успехов добилась мужская команда советских рапиристов. С 1959 по 1966 г. она ни разу не уступила первенства на чемпионатах мира, дважды (I960,1964 гг.) выигрывала олимпийские турниры. Три раза советские фехтовальщики лидировали в соревнованиях на разных видах оружия: в 1961 г. в Турине обладателями «золота» стали мужская и женская команды рапиристов и шпажистов, в 1965 г. в Париже — команды рапиристов и саблистов, в 1969 г. в Гаване — мужчины рапиристы, шпажисты и саблисты.
Рекордным по количеству золотых медалей, завоёванных спортсменами одной страны, является чемпионат мира в Монреале (1967 г.). Из далёкой Канады советские спортсмены увезли шесть из восьми золотых медалей и Кубок наций. В 1979 г. с «золотом» вернулись домой все четыре команды, в личном зачёте на высшую ступень пьедестала почёта поднялись рапирист Александр Романьков и саблист Владимир Назлымов.
На Олимпийских играх 1964,1968, 1976 и 1980 гг. наши спортсмены были вне конкуренции. Олимпийскими чемпионами в командных первенствах стали Нугзар Асатиани, Яков Рыльский, Марк Ракита, Умяр Мавлиханов, Борис Мельников, Владимир Назлымов, Виктор Сидяк, Эдуард Винокуров, Виктор Кровопусков, Михаил Бурцев, Николай Алёхин.
Саблисты из СССР на трёх Олимпиадах подряд (1972—1980 гг.) получали высшие призы и в личных турнирах: в Мюнхене — В. Сидяк, а в Монреале и Москве — В. Кровопусков, четырёхкратный олимпийский чемпион. Женская команда с I960 по 1976 г. лишь один раз уступила олимпийское первенство. Больше всех золотых наград завоевали рапиристки: Елена Белова — четыре, а Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Самусенко — по три.
На Олимпиаде-1992 в Барселоне выступала Объединённая команда СНГ. Чемпионами стали саблисты: Григорий Кириенко, Александр Ширшов и Станислав Поздняков (Россия), Георгий Погосов и Вадим Гутцайт (Украина).
Через четыре года на Олимпийских играх в Атланте к классической программе добавились личные и командные соревнования на шпагах среди женщин. Первыми чемпионками стали француженки. Отлично выступили и спортсмены России, завоевавшие четыре золотые, две серебряные и бронзовую награды. Две золотые медали добавил к прежним саблист Станислав Поздняков: одну он получил в личном турнире, вторую - вместе с товарищами по команде Григорием Кириенко и Сергеем Шариковым. Личный турнир шпажистов выиграл Александр Бекетов, а в командном зачёте победили рапиристы Владислав Павлович, Дмитрий Шевченко и Ильгар Мамедов
На Олимпиаде 2000 г. первую золотую медаль для России завоевал фехтовальщик-шпажист Павел Колобков. Произошло это на следующий день после открытия Олимпийских игр. Колобков был серебряным призёром на Играх в Барселоне и Атланте (в личном и командном первенствах соответственно). В Сиднее Павел оказался единственным шпажистом среди российских фехтовальщиков: остальные не прошли отборочных соревнований.
Всего на Играх 2000 г. российские фехтовальщики завоевали три золотые и бронзовую медали. Кроме Павла Колобкова чемпионами стали команды шпажисток (Мария Мазина, Татьяна Логунова, Наталья Иванова, Карина Азнавурян, Оксана Ермакова).
В новом веке наши спортсмены в этой дисплине немного сдали позиции, но будем надеяться, что это всего лишь кратковременная неудача.

Фехтование называют «шахматами с мускулами» - и там и тут нужны доли секунды для принятия решения: чуть-чуть не туда кольнул, не успел увернуться от укола противника (в фехтовании), убрал руку с уже передвинутой фигуры и понял - не то (в шахматной партии) - и вот оно, поражение. Здесь всё: умение просчитать ситуацию со скоростью компьютера; учёт сильных и слабых сторон известного тебе соперника и умение навязать свой стиль противнику неизвестному; напор, решительность, полная физическая и психологическая готовность именно к сегодняшнему бою, кураж.

Фехтование прошло долгий путь в своем развитии и выбрало к сегодняшнему дню из многих три вида холодного оружия - рапиру, саблю, шпагу .

Оружие фехтовальщика - стальной гибкий клинок с наконечником на острие, установленным с целью безопасности соревнующихся; гарда - круглый металлический щиток или металлическая дужка с мягкой прокладкой, прикрепленная к рукоятке и служащая для предохранения кисти руки от удара противника.

Правила соревнований по каждому из трех этих видов оружия предусматривают разные размеры поражаемой клинком поверхности. Рассмотрим.

Рапира – cамое легкое и гибкое колющее спортивное оружие, когда-то были использованы исключительно для тренировок. Клинок рапиры имеет четырёхгранное сечение, которое утончается к концу, длина не должна превышать 90 сантиметров, а диаметр гарды должен быть от 9,5 до 12 сантиметров. Длина рапиры в собранном положении не превышает 110 сантиметров, вес не превышает 500 грамм.

Правила предусматривают касания наконечником корпуса соперника.

Шпага – еще одно колющее оружие, но длиннее (на 20 см) и тяжелее (на 200 г) рапиры. Лезвие обоюдоострое, клинок трехгранный. Диаметр гарды 13,5 см. У шпажистов уколы наносятся практически на всё тело от головы до пят (туловище, руки, ноги, голова). Шпагу называют дуэльным оружием.

Фехтование на шпагах является одним из составляющих современного пятиборья.

Сабля – рубящее или рубяще-колющее оружие с трёхгранным клиноком длиной 88 см. Общая длина сабли 105 сантиметров, вес 500 грамм. Наибольшее распространение получила у кочевников Средней Азии. Насчитывается около 15 видов сабли с названиями по географическому признаку (хевсурская, афганская, персидская и др.). В русской армии в конце ХIХ века была заменена шашкой. Удары – только выше пояса.

Главная цель спортивного состязания фехтовальщиков - нанести укол противнику и уклонится от укола самому. Одерживает победу тот, кто первый нанесет сопернику количество уколов предусмотренных правилами или нанесет их больше за установленный промежуток времени. Бои проводятся один на один. Фехтовальщики орудуют на специальной дорожке из электропроводящего материала в ширину 1,5-2 м и длину 14 м, которая обособлена от фиксирующего укола или удара аппарата. Фиксирующий аппарат соединен проводами с оружием и одеждой фехтовальщика. При нанесении спортсменом укола, зажигаются лампы разного цвета. Когда спортсмен нанес укол противнику, зажигается лампа, которая находится на его стороне.

В фехтовании на рапирах и саблях засчитываются только те уколы, которые нанесёны в поражаемую поверхность. Такие уколы называются действительными. Действительные уколы сигнализируются красной либо зеленой лампой, а недействительные белой лампой. Если одновременно загораются цветная и белая лампы, это говорит о том, что вначале нанесен недействительный укол, и в этом случае действительный не засчитывается.

В фехтовании на шпагах используются только цветные сигналы. Действительными считаются все нанесенные уколы, поэтому засчитывается каждый укол. Если лампы загораются с двух сторон одновременно, значит, каждому спортсмену засчитывается по уколу.

Фехтование появилось в самые древние времена - оно было способом обороны. В Японии, Китае, в Древнем Египте орудием фехтования были бамбуковые палки, позднее к ним добавили специальную рукоятку для предохранения руки; придумали даже некое подобие маски – валик, защищающий глаза. В Древней Греции и в Древнем Риме, где любили всяческие представления, фехтование стало зрелищным искусством. В средние века фехтование являлось элементом воспитания мужчины-воина, рыцаря и дворянина.

Первые книги по истории фехтования (шпагой и рапирой) были изданы более 500 лет назад, в Испании. Первые учебники по фехтованию создали в 16 веке итальянцы.

Как вид спорта фехтование сформировалось в 19 веке и особенно популярным было во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии.

На Олимпийских Играх современности, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1896 году, соревнования были проведены по 9-ти дисциплинам, и фехтование существовало в их числе. Тогда проводилось личное первенство на рапирах и саблях исключительно среди мужчин. Впрочем, женщины к участию в Олимпиаде вообще не допускались, им это было позволено только в 1924 году, и до 1996 года они соревновались лишь на самом легком оружии – на рапирах. Мужская шпага появилась на Олимпийских Играх 1900 года в Париже, женская – почти через 100 лет, на Играх-1996 в Атланте.

В России «рапирную науку» ввел Петр I. Он сделал фехтование обязательным для придворных, и ввел в программу обучения в военных и гражданских учебных заведениях.

В 1816 году в Санкт-Петербурге впервые появилась фехтовальная школа. В ней готовили инструкторов и учителей. А в 1855 году - фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса. Так возникло первое российское спортивное фехтовальное общество.

Российские фехтовальщики впервые участвовали на Олимпийских Играх только в 1912 году. Эти стокгольмские Игры были для них не очень удачными: ни одного первого места. Ах, как было стыдно перед Его Императорским Величеством! И тогда Россия более серьезно взялась за фехтование: в 1913 и 1914 годах проводятся всероссийские Олимпиады, затем первое женское первенство по фехтованию (на рапире)...

Фехтование в СССР . В 1918 году были впервые основаны советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового составов армии и военная гимнастико-фехтовальная школа в Петрограде. С 1919 года свою историю ведет Главная военная школа физического образования трудящихся в Москве. В начале 20-ых годов прошлого века возникают первые кружки для поклонников фехтования. Именно тогда начали проводить различного масштаба соревнования по фехтованию, и создана первая Всесоюзная секция фехтования.

В 1935 году в северной столице наконец-то появилась спортивная школа фехтования для детей . Вскоре количество школ начало активно расти и уже школы фехтования стали открываться они в Харькове, Москве, Ростове и многих других городах.

В это же время состоялись первые встречи советских фехтовальщиков со спортсменами из других стран. Но на Олимпийских Играх советские фехтовальщики завоевали свои первые медали (две бронзовые) только в 1956 году на Олимпийских Играх в Мельбурне. Зато на следующих Играх, в Риме, наши спортсмены начали отсчет золотых наград. Они были лучшими и в личном (Виктор Жданович , рапира), и в командном первенствах. На московских Олимпийских Игрых в 1980 году золотые медали завоевали саблист Виктор Кровопусков и рапирист Владимир Смирнов . Кроме того, еще 30 фехтовальщиков стали победителями Олимпийских Игр, выступая в командном первенстве.

Кровопусков за годы своей спортивной карьеры стал двукратным ратным олимпийским чемпионом в личном и командном первенствах. В 1979 году Международной федерацией фехтования он был признан лучшим саблистом мира.

На Олимпиаде-96 в Атланте, где Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой, наши фехтовальщики завоевали рекордное число медалей – 4. Никогда до этого мы так не побеждали! Там саблист Станислав Поздняков завоевал золото и в личном, и в командном первенствах.

Поздняков – второй после Виктора Сидяка российский четырёхкратный олимпийский чемпион, а также 11-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, пятикратный обладатель Кубка мира, пятикратный чемпион России (в личных соревнованиях). Ныне старший тренер сборной команды России по фехтованию (все виды оружия).

Ещё два имени саблистов.

Алексей Якименко (род. в 1983 г.) – бронзовый призер Афин-2004 (командное первенство), участник трех Олимпиад (кроме афинской – пекинской и лондонской), пятикратный чемпион мира, трехкратный обладатель Кубка мира, десятикратный чемпион Европы. После неудачного выступления в Лондоне думал завершить карьеру фехтовальщика («Проигрывать всегда сложно для любого спортсмена, и это вдвойне тяжело, когда знаешь, что победить тебе было по силам»), но передумал: «К следующей Олимпиаде нужно двигаться поступательно: от одного турнира к другому, а в течение этого времени просто получать удовольствие от любимого дела. Я немало сделал за 21 год. Я никогда не сдавался – ни после травм, ни после поражений, ни после упреков в свой адрес, и всегда шел к своей цели. Так же планирую и продолжить». Д’Артаньян?!

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

Очерки по теории и методике фехтования. М., 1996
Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М., 1969
Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах. М., 1975
Лейтман Л. Физическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Родионов А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Белова Е.Д. Фехтование в СССР: Ретроспективный аннотированный указатель литературы (1917-1972). Минск, 1976
Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Минск, 1976
Сайчук Л. Ступени мастерства. М., 1981
Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков). М., 1981
Пономарев А.Н. Общие вопросы спортивного фехтования. М., 1982
Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск, 1983
Тышлер Д.А. Фехтовальные сюжеты. М., 1983
Аркадьев В.А., Любецкая Т.Л. Диалог о поединке. М., 1986
Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. М., 1987
Кинжалы: фехтовальные системы Востока. Минск, 1993
Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993
Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. М., 1995
Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996
Королева А.П. История фехтования. Фехтование в древнем мире и в средние века. М., 1996
Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Д.Тышлера. М., 1997
Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. М., 1998
Тарас А.Е. Техника боевого фехтования. Минск, 1999
Базаревич В. и др. Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований. М., 2000
Любецкая Т.Л. Братья Аркадьевы. М., 2000
Правила спортивных игр и состязаний: Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000
Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. М., 2002
Мишенев С.В. История европейского фехтования. М., 2004
Мовшович А.Д., Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования. М., 2004
Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! М., 2004

Найти "ФЕХТОВАНИЕ " на

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама