THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

КТО И КАК СТАНОВИТСЯ ШАМАНОМ

Исследователь религиозных верований и практик сибирских эскимосов Т. С. Теин так описывает мотивы, побуждающие обычного человека стать шаманом: «Шаманами становились эскимосы при следующих обстоятельствах. Одинокий охотник в безлюдном месте слышит, что его кто-то зовет, называя по имени, слышит таинственные голоса – кто-то поет… Иногда эскимос видел сон, во время которого разговаривал со своими будущими духами. Духи могут говорить на любом языке. Во сне они являются в виде красивых людей, в такой же одежде, какую носят живые люди… Обычно дух предлагает охотнику стать его (духа) кормильцем (кормят их при помощи жертвоприношений). После такого сна охотник начинает слышать голос и песни, исполняемые его будущим духом. В дальнейшем этой песней он будет вызывать своего духа. После такого сновидения охотник обращается к шаману и рассказывает ему о виденном во сне. Шаман с помощью своих духов узнает, кто выбрал охотника посредником с живыми людьми» .

Хотя шаман и является весьма почтенным членом своего коллектива, он, как правило, не отличается от прочих соплеменников ни зажиточностью, ни властными возможностями. Первые послереволюционные переписи установили, что шаманы обычно являются бедняками. Это было характерно для большинства народов Сибири и Европейского Севера России.

Причину этого, странного на первый взгляд, факта, хорошо объяснила в 1972 году Анне Смоляк пятидесятилетняя дочь шамана С. П. Сайгора: «Отец совсем разоряется, приезжают из разных сел, просят шаманить, отказываться нельзя; не рыбачит, не готовит дрова – только шаманит. Потом угощаются. Дни проходят, время идет, сейчас самый ход рыбы, запасов на год не делает. Придет время – ему нужно будет расплачиваться со своими духами – сэвэн, угощать их. Всё на свои средства, а это стоит дорого. Никому до этого нет дела» .

«От вступления в шаманскую деятельность старались избавиться абсолютно все, – констатирует Анна Смоляк. – Это объясняли тем, что шаман не принадлежит себе, что по первому зову он обязан идти на помощь больному» .

Правило это всеобще. К шаману обращаются за помощью в любое время, как у нас порой обращаются к врачу. И хотя шаман не связан клятвой Гиппократа, он также как и врач не может отказать в просимом, а соглашаться должен немедленно. К этому, как единодушно утверждают сибирские аборигены, шаманов побуждают их духи-помощники. Часто шаману вовсе ничего не дают за его «услуги» или плата является чисто символической. И уж в любом случае не полагается заранее условливаться о «размерах благодарности». Как правило, живя в бедности, в системе натурального хозяйства, соплеменники шамана и не могут изыскать средств для должной компенсации. Но помимо всего прочего люди, составляющие неписьменные сообщества, кажется убеждены, что шаман обязан их обслуживать, что шаманство – не столько профессия, сколько призвание и мастерство – Beruf и?????.

«Частое присутствие на камланиях, казалось бы, могло стать для иных лиц настоящей школой и действительно некоторые, интересующиеся этими вопросами, становились подлинными знатоками шаманства… Например, Ф. К. Онинка, слепой нанаец из села Хаю…, рассказывал, что с юношеских лет любил бывать на камланиях, если что-то было неясно, задавал шаманам вопросы, подолгу беседовал с ними. Постепенно он стал прекрасным знатоком в этой области, но сам никогда не шаманил, даже не делал попыток. Петь различные «мотивы» умел, имел хороший голос. Такие люди никогда сами не становились шаманами: стать шаманом «по желанию» было невозможно (да никто и не хотел). Духи приходили к человеку сами, не подчиняясь ничьей воле, в этом были уверены все» – рассказывает А. Смоляк .

Современное шамановедение различно объясняет сущность общения шамана с духами. Одни (Э. Арбманн, Ж. Пуйон, Дж. Льюис) уверены в том, что шаман – хозяин духов, их господин; другие (X. Финдзейн, К. Хэмфри) – что он – утративший собственную личность раб демонов. «Тот, кто способен к контролируемой одержимости, становится господином духов и известен в Арктике как шаман» – утверждают первые «Существенным фактором является вера в то, что личность подверглась «вторжению» сверхъестественного существа и что временно она находится вне самоконтроля, «Я» подчинено влиянию «вторгшейся силы» – полагают вторые . Этнографический материал говорит о верности обоих утверждений. Шаман может быть и игралищем духов и их повелителем. Но стать шаманом против воли духов невозможно – с этим согласны все приверженцы шаманства.

Не люди выбирают духов, но духи избирают людей. «Решающим условием становления халака (шаман у семангов Малайи. – А. З. ) независимо от того, передается ли эта профессия по наследству или нет, является сон, в котором будущий шаман видит, что он встречается с тигром или с верховным божеством Так Перном» – пишет Е. В. Ревуненкова . Призвание к шаманству во сне распространено повсеместно , но редко сном все и ограничивается.

А. Шренк обнаружил факт насылаемой духами шаманской болезни у ненцев задолго до описания этого феномена религиоведами. Путешественник отмечал: «Они являются ему в различных видах, как во сне, так и наяву, терзают душу его разными заботами и опасениями, особенно в уединенных местах, и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не сознает, наконец, своего призвания и не решится последовать ему» . Современный исследователь религиозных практик ненцев резюмирует это замечание полуторовековой давности: «Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шамана, нужно было активное вмешательство духов, которые понуждали данного человека к шаманской деятельности. Шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя» .

Русский исследователь Сибири Вильгельм Радлов (1837-1918) описал шаманское призвание у алтайцев еще в 1870-е годы: «Способность к шаманскому действу, знание его является наследственным… При этом будущий шаман не получает от отца ни уроков, ни наставлений, он и не готовится к этому занятию – нет, шаманская сила приходит к нему внезапно, как болезнь, которая охватывает всего человека. Лицо, которому благодаря силе предков предназначено быть шаманом, внезапно ощущает во всем теле изнеможение и слабость, дающие знать о себе сильной дрожью. На него нападает неестественно сильная зевота, он испытывает огромную тяжесть в груди, что-то заставляет его внезапно издавать громкие нечленораздельные крики, его сотрясает озноб, он быстро вращает глазами, внезапно вскакивает и кружится как одержимый, пока, весь в поту, не падает и не начинает кататься по земле в эпилептических конвульсиях и судорогах. Его конечности ничего не ощущают, он хватает все, что попадает ему под руку, и непроизвольно проглатывает все то, что он схватил, – раскаленное железо, ножи, гвозди, топоры, причем это не причиняет ему никакого вреда. Через некоторое время он отрыгивает все проглоченное сухим и невредимым. (Я все это знаю, разумеется, лишь понаслышке, хотя и от лиц, всецело заслуживающих доверия)» .

Современные отечественные исследователи подтверждают сведения, собранные В. Радловым. Шаманство обычно передается по родству, чаще по отцовской линии, но совсем не обязательно и даже довольно редко от родителей к детям. Обычно профессию умершего шамана наследует кто-то из его ближайших родственников. Но случается, что шаманом становится человек, в роде которого шаманов никогда не было. Таких шаманов-parvenu в Сибири единодушно полагают слабыми.

У ибанов Калимантана шаман – манат во сне призывается духами. Это, как указывает Е. Ревуненкова, обычно родственник действующего мананга. Получив приказ, он прощается с близкими и идет на выучку к опытному манангу.

Сами шаманисты объясняют родовое преемство вполне для себя убедительно. Когда умирает шаман, его обычная душа панян отправляется в загробный мир – були. Так же поступает через год и другая душа – упса, до того живущая близ могилы. А вот шаманское родовое сердце – пута, остается на земле и ищет себе нового хозяина среди родственников умершего. Пута - это дух, демонхранитель шамана. Он привык к тому, что о нем заботятся, его «кормят». Он, шаманский дух, «любил тело, кровь и запах умершего шамана», а потому предпочитает и дальше жить среди кровных родственников покойного.

«Вначале пута в виде духов маси и бучу длительное время находилась у духа хозяина земли На Эдени, либо у духа тайги Дуэптэ Эдени, редко у небесного духа Эпдури. Через некоторое время пута приходила к одному из потомков шамана, заставляла его становиться шаманом. В результате посвящения она становилась его душой» – объясняли Анне Смоляк нанайцы .

Поскольку шаманство причиняет значительно больше неудобств, чем дает преимуществ, и шаманства никогда почти не ищут, пута должна заставить человека принять ее в себя. Такое согласие редко дается без борьбы. Странное поведение человека, которого духи призывают к шаманству, и получило наименование «шаманская болезнь». «Нежелание следовать воле духов вызывает гнев и с их стороны, и со стороны общины» – констатирует Ревуненкова .

Призвание к шаманству обычно проходит в два этапа. На первом призываемый не испытывает особых субъективных страданий, хотя внешне его поведение становится совершенно аномальным. Он не чувствует боли от огня или от порезов ножом, убегает в горы, бродит там неделями, питаясь сырым мясом лесных зверей и птиц, которых он живьем рвет на части. Холод, снег не причиняют ему беспокойства. Иногда в собственном доме или в лесу такой человек погружается в многодневный сон и во сне поет как шаман, зовет по имени духов. «У всех призвание к шаманской деятельности выражалось в длительном специфическом заболевании. О его симптомах нам рассказывали многие» – замечает Анна Смоляк .

Призвание в шаманы внешне напоминает тяжелую душевную болезнь. Ученые долгое время не сомневались, что имеют дело с шизофренией или с параноидальным эпилепсоидным синдромом. «Момент шаманского «призвания», субъективно осознаваемый как голос духов, требующий от человека вступления в шаманскую профессию, – писал видный советский специалист по «примитивным религиям» С. А. Токарев, – есть объективно нервное заболевание, которое, кстати, по большей части постигает человека в период полового созревания… Шаманская профессия усиливает нервно-патологические особенности характера человека, самые же эти особенности предшествуют вступлению человека в профессию шамана» .

Однако для ума религиозного демоническое одержание, то есть власть духов над душой человека, вполне может рассматриваться как причина психической болезни. Вот, например, характерный рассказ, имеющийся в трех Евангелиях:

«Один из народа сказал [Иисусу Христу. – A.3. ]…, Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими и цепенеет… Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привел его к Нему. Как скоро увидел Его бесноватый, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» [Мк. 9, 17-22].

Этот рассказ весьма напоминает картину мучений будущего шамана, классические симптомы «шаманской болезни», описанные множество раз этнографами и путешественниками. Так что, если шаманское призвание и полагать болезнью, то скорее не физической, а демонической. «Объяснение болезни вселением духа относится к области культуры, а не патологии» – точно указала исследователь сибирского шаманизма Елена Новик .

Ученый религиовед не вправе подвергать сомнению объективность религиозных воззрений изучаемого им общества, исходя из собственного религиозного опыта или из отсутствия такового.

Религиозные представления суть культурная реальность и пытать ся превратить их в реальность натурфилософскую не просто опасно, но вполне губительно для предмета исследований. Именно в этом последнем случае шаманизм сознается душевной болезнью, а то и любая религия – психической аномалией.

Итак, для шаманистов шаманская болезнь (в этнографии она порой именуется мэнэрик или эмеряченье ) является духовным одержанием. Странности поведения указывают и самому больному и его соплеменникам, что он предызбран духами стать шаманом. Если избранник соглашается, к нему приходят шаманы и совершают обряда посвящения. Если же человек упорствует в нежелании возложить на себя шаманское бремя, отвергает призывы духов, то страдания его, усиливаясь, становятся почти непереносимыми. Шаманская болезнь из стадии призывания духами переходит в стадию жесткого принуждения.

«Если предназначенный для шаманства человек противится воле предков и отказывается камлать, он подвергается страшным мучениям, которые кончаются тем, что либо он вообще теряет все душевные силы, то есть становится слабоумным и ко всему безразличным, либо впадает в буйное помешательство и обычно вскоре кончает с собой или умирает во время сильнейшего припадка» – указывал В. Радлов .

Этнограф наших дней менее категоричен, но, в сущности, Анна Смоляк говорит о том же, что отмечал исследователь алтайского шаманства 150 лет назад: «Шаманами становились в 35-40 лет и старше. До становления будущий шаман длительное время боролся с духами, мучившими его, этот период (принуждения. – А. З. ) иногда затягивался на многие годы» . Если учесть, что по сообщениям большинства шаманологов «шаманом человеку определено стать уже при рождении» и что первые явные призывания «на службу» духи делают, когда избранник только начинает осознавать себя свободной волевой личностью, то есть когда ребенку от 8 до 15 лет, то можно себе представить сколь долгой и упорной бывает борьба человека с желающими «сотрудничать» с ним духами.

«Нам говорили, – резюмирует Анна Смоляк, – что отдельным лицам, больным шаманской болезнью, удавалось избавиться от домогательств духов, не становясь при этом шаманами. По утверждению нанайцев, таких случаев было очень мало, эти люди были «очень сильны духом» .

Из книги Христианство на пределе истории автора Кураев Андрей Вячеславович

«И ВСЕ ЖЕ НЕБО СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ…» (Интервью журналу «Фома: Православный журнал для сомневающихся» [М., 1997. № 1 (4)]). Корр.: Отец Андрей, обычно конец света связывают с приходом антихриста. Кого только не называли антихристом – Петра I, Ленина, Сталина и даже Горбачева! А кто

Из книги Вера и дела автора Уайт Елена

Он становится нашей праведностью Христос смотрит на наш дух, и, когда Он видит, что мы с верой несем наше бремя, Его совершенная святость искупает наши недостатки. Когда мы со своей стороны делаем все самое лучшее. Он становится нашей праведностью. Для этого требуется

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Булат становится Иваном Много лет назад жена Булата Окуджавы Ольга приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре она посетовала, что ее муж не крещен, и даже не хочет креститься, и вообще равнодушен к вере. На что отец Иоанн спокойно

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

8:1 - 12:25 Саул становится царем При ознакомлении с этими главами полезно учитывать три точки зрения: современного историка, библейского автора и рассказчика.С точки зрения современного историка, возникновение монархического строя в Израиле было неизбежным. Филистимляне

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

Из книги Одна религия стоит другой? автора Боккини Серджо

Встреча с Медведем-шаманом Ночной костер Шли мы до самой темноты - решили обойтись без обеда, раз столько времени потеряли на поиски Александра Федоровича, и к ночи вышли на берег озера Аккем.И снова треск костра, и яркие звезды, отражающиеся в черной озерной

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Прощание с Медведем-шаманом Долина, куда нас привел Медведь-шаман на следующий день, вся была уставлена небольшими пирамидами. Сложенные друг на друга камни располагались в десяти - пятнадцати метрах друг от друга, и среди цветов смотрелись странно: здесь, в медовых

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Бог становится человеком во Христе Если мы посмотрим с точки зрения веры, отличительной особенностью христианства является именно фигура Христа, Сына Божия: Бога, Который стал человеком.Если великим считается царь, который становится бедным, чтобы бедные стали царями

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Как стать шаманом Появление шамана среди религиозных лидеров было вполне естественным событием. Первобытная религия заключалась главным образом в том, что люди рассказывали друг другу истории, пытаясь объяснить, почему случается хорошее и плохое, предсказать и то, и

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Иуда становится предателем Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасха, 2 и первосвященники и книжники искали любую возможность расправиться с Иисусом, но тайно, потому что боялись народа. 3 Тогда вошел сатана в Иуду, одного из Двенадцати, прозванного

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Лидия становится христианкой 13 В субботу мы вышли за городские ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы; там мы сели и разговаривали с собравшимися женщинами. 14 Одну из тех, кто слушал нас, звали Лидия. (Она торговала пурпурными тканями.) Эта женщина из

Из книги автора

Есфирь становится царицей 1 Спустя некоторое время, когда гнев царя Ксеркса остыл, он вспомнил Астинь, то, что она сделала, и то, что он приказал сделать по отношению к ней. 2 Тогда царские слуги, которые прислуживали ему, предложили:- Пусть для царя поищут красивых молодых

Из книги автора

Сын Шамиля становится наибом Среди погибших в шалинских сражениях был наиб Шамиля Турач Каратинский.Вместо Турача нужно было назначить нового наиба. Государственный совет предложил возложить эти обязанности на 18-летнего сына Шамиля Гази-Магомеда. Шамиль сомневался, не

Из книги автора

Ибн Фурат становится визирем Когда мятеж был подавлен и право на власть Муктадира стало бесспорным, он передал правление Ибн Фурату, полностью посвятив себя развлечениям и удовольствиям. Молодой халиф избегал общества мужчин (даже профессиональных музыкантов) и жил в

Лучше если эти различия выражены анатомически; у человека присутствуют лишние кости, мышцы или целые органы. Чем больше таких отличий - тем сильнее будет шаман. Второе, не менее значимое условие, наличие "шаманских страданий". Чем в более раннем возрасте они начнутся, тем сильнее будет шаман. Потому, что шаманом становятся в результате долголетних мучительных, психических и физических заболеваний. (1)От видений, которые посещают соискателя в этот период, зависят и характер шаманского призвания, его специализация и профиль работы. Шаманами могут быть не все, а только те, среди предков которых были шаманы; активная роль в избранничестве принадлежала духам умерших предков-шаманов.

Случаи добровольного получения шаманского дара, по собственному желанию неизвестны. Правда, встречаются иногда шаманы, не пользующиеся никаким авторитетом, которых за глаза называли обманщиками и к которым обращались за помощью только в тех случаях, если вблизи не оказывалось другого шамана. Про них говорили, что они сами "напросились стать шаманами" Но даже и эти шаманы никогда сами не говорили, что они получили дар по своему желанию. Шаман - избранник духов, и этим все сказано.

Дар шаманства не приобретается по желанию. Сами духи избирают будущего шамана, иногда они это делают еще до его рождения во чреве матери. Но даже такой избранник должен пройти долгий, часто продолжающийся несколько лет, суровый и мучительный искус. В это время он теряет рассудок, но только в глазах окружающих. На самом деле в это время душа его совершает путешествие по разным дорогам верхнего и нижнего мира, обходит различных божеств и духов и получает от них разные дары; водят ее специальные духи-путеводители. Получая дары, шаман получает и право обращаться к духам и божествам-дарителям во всяких случаях жизни, с уверенностью, что просьбы будут выполнены. (2)

Как же выглядит тот мир, в котором живут эти люди? Посмотрим.

Мы входим в необычный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка - мрачная страна Похъёла, где царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Там неподалёку от неё, то ли под землёй, то ли под водой лежит царство мёртвых -царство Туони, Туонела, в чёрных реках которого люди находят свою кончину. А может оно находится под огромной горой, что стоит среди океана?

На Юге лежит светлая страна Калевы, Калевала, где живут люди. С Юга начинает свой путь река протекающая сквозь все страны и все озёра и которая, впадает в океан прямо у горы под которой царство Туони. Над прекрасной южной страной живут светлые, добрые духи, те которым люди обязаны жизнью.

Раз уж ты колдун, то тебе не раз придется спускаться в подземный мир, в, "Страну матери смерти". Гигантские вертикальные разломы в горах прекрасно подойдут для этой цели. Это только шаман может спустится туда через реки, ручьи и озёра. В этой стране умершие обретают новые тела вместо тех, которые истлевают в могилах. Но в "Стране матери смерти" живут только добрые люди, точнее их души, здесь они получают удовольствия и почёт. Но если мы пройдём по этому царству дальше, то придём к мрачному спуску, обрамлённому остроконечными чёрными скалами базальта. Это вход в глубинное царство - властителя страны и здесь злых людей ждут невообразимые муки, Но выйдем из царства мрака и возвратимся в Средний Мир.

Человек ставший шаманом расскажет нам о своём становлении и тех мытарствах, которые он претерпел чтоб стать шаманом.

"Сначала я стал слышать как поют полозья моих нарт, углы нарт, когда я по тундре еду. Я всё время слышал поющие голоса. Иногда меня окликали по имени и я вертел головой, но ни кого рядом не было.

Потом пришли мучительные сны. Я не мог противится сну, а если противился, то ходил как автомат, как кукла заведённая. Однажды заснул и увидел, что иду по тундре, хорошо, голова не болит от сонливости и следа не осталось. Солнце движется по небу к зимнему солнцевороту приближается. Шёл я так шёл и пришёл к огромной сопке, никогда такой не видел, ни один день нужен, чтоб на неё забраться. С одной стороны океан от неё бушует, а с другой спокойный до самого конца. Очень долго поднимался на сопку, не одна неделя ушла. Смотрю на вершине стоит земляной чум и дверь в нём. Из дымового отверстия дым идёт. (Как то вижу, что в чуме девять дверей все разной формы одна за одной, открывать их надо по очереди). Подхожу к первой двери у неё порог с очень острым верхним краем, в зубцах как пила. Не смогу перелезть, обязательно помощник нужен. На солнечной стороне неба вроде люди разговаривают, большой костёр жгут. Они и есть помощники (союзники). Остановился перед дверью. От костра нго упал. Назад посмотрел - за спиной ходит, как маленький ребёнок. Белая совсем девка, как снег. Женский голос говорит: "Отгадай, как открыть дверь, что за дверь?" Как отгадаю, не знаю я, от костра подсказывает девка красивая, солнце-девка: "Говори, говори так. Осенью первый раз вода замерзает, люди мёрзнут. Много в воде погибает и замерзает людей. Пусть вода не уносит много людей. Первый замок это Вода и Лёд. Называется он "пора когда земля покрывается снегом". Всё это сказал. Теперь открыл дверь. За ней порог высокий, очень остро точённый каменный. Умру я, думаю, от этого порога, уж очень он острый. "Отгадай, что это?" За спиной девка подсказывает, а её не видно: "Говори, говори; - красный нго есть. Много людей умирает убитыми, кровь проливают. Когда лодками по воде едут, он лодки режет. Он всех людей ест. Вот это зубы красного бога. Затупим эти зубы, чтобы людей не ел". Сказал так. Отгадал. Девка говорит: "Прыгай!" Как перепрыгну? Высоко ведь. Девка вроде подмышки взяла и сильно так перебросила через порог. Первая дверь - это новый год, когда светает, солнце появляется. До двери темно. Дверь открыл - солнце увидел. Первая дверь называется - "Тёмная пора". Целый год народ живёт решает (проходит через тёмную пору). так прошёл первую дверь. Оглянулся назад, а порог её стал совсем гладкий. От двери до двери проходит месяц и мой сон длился девять месяцев.(...)

Прохожу последнюю девятую дверь. Старик сидит огромный. Лысый, глаз нету, лицо плоское. на плоском лице две дырочки. Нос это и рот. И уши у него есть. Между его коленками круглое озеро. Чёрное. Женский голос говорит отгадай что за озеро. Как отгадать? Солнце девка говорит: "Говори, говори так "Дыра в земле для могил. Рот земли, рот болезней. Мы умерших в рот Земли-матери кладём", человек умрёт попадает в живот женщины. Земли-матери." Всё так сказал. Старик протянул руку и бросил на наковальню меня. Щипцами хватает. Молотом бьёт. Куёт меня. Больно. Терплю. Бросил меня в костёр. Я раскалился до красна. Хватает щипцами и ну стучать по голове, по телу молотком. Бил, бил. Ковал, ковал. В котоёл с водой бросил. Котёл на девяти кольцах держалках висит. Вынул из воды. Я другой стал. Крепкий. Знающий. Девятибог птицу мне даёт из металла. Солнце-девка говорит: "Садись птице на спину. Лети". Так и делаю. Куда лететь? Говорит: "На землю лети" Как? "Через Скап-эльзэр(полярную звезду).

Проснулся в своём чуме, на груди металлическая птица висит. А Девятибог мне ещё двадцать семь дней диктовал, что я должен делать, как костюм готовить. Что делать должен, где союзников искать и кто враги". (3)

Что же должен уметь делать шаман, если он настоящий избранник духов?

У колдунов Севера поражает то, как они с минимумом средств добиваются удивительных результатов. Когда наблюдаешь работу колдуна (шамана, нойды, оюнов, тадебя...) то приходишь в восхищение от того, что он может сделать со своей аудиторией и своими пациентами. Восхищает то, что в течении веков были выбраны и разработаны замечательные методики внушения и самовнушения, гипноза и самогипноза, различных психотерапевтических и социальнальных реабилитационных техник.

Дело в том, что шаманизм характерен для относительно небольших групп, и, естественно, таким образом сообществам не нужны были соперничающие нойды. Но зато и требования к единственному колдуну были весьма высоки. Наличие колдовских способностей предполагает испытание способностей будущего колдуна. От него, например, могли потребовать пробыть несколько часов на морозе легко одетым, без обуви, или облизать языком раскалённые до красна металлические предметы. И от начинающего колдуна ждали не стоического перенесения этих мучений, а, напротив, того, чтобы это испытание не было для него мучительным. Чтобы оно не нанесло ему ни малейшего вреда. Только отсутствие ожогов и обморожений с очевидностью показывает, что духи покровительствуют нойде и община может рассчитывать на умение и опыт такого шамана. От колдуна требуют уметь найти спрятанные предметы (ведь именно к нему будут обращаться за помощью при поисках пропавших вещей и самого вора), а также способность свободно ориентироваться и передвигаться на пересечённой местности с завязанными глазами (т.е. умение видеть "внутренними глазами"). Эта способность применялась тогда, когда отыскать соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, обычными способами (т.е. по следам, с собаками и т.п.) не удавалось. Но от нойда требовалось ещё и лечить людей, а ещё и оказывать им психотерапевтическую помощь. Шаман должен был с помощью своего камлания снять эмоциональное напряжение соплеменников, дать понять этим людям, что они не брошены в пустынных просторах Арктики, не обречены на постоянную борьбу за выживание, а напротив, находятся в состоянии радостной гармонии с окружающим миром.

Получается что шаман совмещает в себе жреца, знахаря, колдуна и ворожея, или, в современных терминах, философа, врача, сенситива и провидца. Ошибочно, а точнее не полно понятие о шамане как о посреднике между миром духов и миром людей. Камлание не самоцель, а лишь одно из используемых в шаманизме средств.

Да шаман-колдун, действительно посредник, но скорее посредник между людьми и суровой Арктикой, которую он очеловечивает; посредник между членами сообщества в разрешении их конфликтов, наконец посредник в установлении внутреннего мира сомневающегося и страдающего соплеменника. Т.о. нойда старается привести к гармонии всё, на что обращается его искусная деятельность.

Весь институт колдунов складывался под влиянием запросов и потребностей этноса, но одновременно нойда обеспечивали непрерывность процесса создания облика своего народа в сменяющих друг друга поколениях. Насильственный разрыв этой взаимообуславливающей связи оказался трагическим и для шаманов и для северных народов в целом. Именно потеря творческого импульса, пронизывающего все северные народы, привело со временем к появлению тех хорошо всем известным проблемам, которыми мучаются не только "малые" народы нашего мира, тех проблем, что принесла с собой однотипная цивилизация. А ведь северные народы существовали не одно тысячелетие, живя в полном балансе с окружающей средой и не меняя своей жизни. Что по сравнению с этим великие цивилизации? Почти мотыльки (Египет просуществовал примерно 2500 тысячи лет и исчез, Эгейская цивилизация немногим больше, но тоже исчезла).

Получив право быть нойдой колдун всей своей последующей жизнью утверждал это право. Шаманство - скорее подвижничество во имя общины: недаром многие шаманы относились к своему призванию как к тяжкому "кресту". Подавляющее большинство нойд были бедными, так как не имели возможности постоянно заниматься хозяйством. Духи запрещали тот или иной род деятельности налагая табу (запрет рубить деревья, вязать корзины...) они могли потребовать общения и призвать к путешествию во время путины или посреди охотничего сезона. Кроме того они никогда не позволяли шаману взымать плату, кроме той, что люди приносили по собственному побуждению. А подношения были обильными лишь у очень известных колдунов, которых было немного.

В основание всей колдовской практики ставится духовное здоровье соплеменника. У здорового духа - тело всегда здоровое, так можно выразить то, к чему стремится шаман. При разборе методик мы уже убедились, что ключом ко всему является изменённое состояние сознания. Колдун работает в непривычной и необычной реальности. Именно изменённое состояние сознания позволяет колдуну-шаману, использовать своего мать-зверя, гораздо активнее чем у других людей. Обычно у простых людей он называется дух-хранитель, а у шамана кроме того есть мать-зверь. Шаман живёт между двумя реальностями, образно говоря это "воин сознания", он занят мифическими подвигами. Ему часто приходится отыскивать в других реальностях потерявшихся духов-хранителей. Удаление вторгшихся сил при врачевании это тоже схватка воина с обитателями изменённой реальности. Нойда оттачивает своё умение входить в те состояния сознания, которые необходимы ему по роду его деятельности. Чем опытнее шаман тем больше состояний он может использовать, тем большее число союзников он имеет, тем сильнее его мать-зверь и тем успешнее он использует каждое из этих состояний сознания. Определённым "табелем о рангах" колдунов может служить их иерархия существующая у некоторых народов (иерархия в смысле признания определённых заслуг за шаманом благодаря его мастерству).

1.Шанартай - посвящённый шаман.
2.Едоото - получивший пихтовую кору для служб.
3.Шэрээтэ - обладающий алтарём, т.е. правом посвящать другого в очередную степень жреческого ранга.

4.Нойтлохон - принявший омовение.
5.Йорьбито - имеющий трости.
6.Оргойто - имеющий железную корону с рогами.
7.Дуурэн - полный шаман, т.е. получил все необходимые атрибуты в результате нескольких посвящений.

8.Заарин - великий шаман, прошёл девять посвящений.

У всех это происходит по разному. Иногда человек приходит изменённое состояние сознания, когда намеренно ищет видение для того, чтобы получить силу мать-зверя. В других случаях это случается во время серьёзной болезни. Вообще обморок, а особенно клиническая смерть рассматриваются традицией как посвящение. Для этой же цели применяют и наркотические и галлюциногенные препараты.

Видение колдуна не просто галлюцинация. Это визуализация умственного представления, которое может некоторое время существовать независимо от своего творца. Изменённое состояние сознания позволяет иметь полное воспоминание после опыта, когда нойда вернётся в обычное состояние, что отличает его от других видов транса и обычных сновидений. Т.е. камлание шамана не приводит к амнезии. часто это объясняют лёгкостью, поверхностностью транса ведь для поддержания его глубины служит и барабанный бой. Но это характерно лишь для новичков. Опытный колдун идёт в изменённом состоянии сознания по "нереальным мирам" и прекрасно ориентируется в нашем физическом мире. У него наличествуют все признаки глубокого транса (анестезия к болевым раздражителям) и тем ни менее он хорошо помнит свои посещения мифического мира (Ых - мифа). Вполне возможно, что начиная с мучительных снов (шаманских страданий) он хорошо отрабатывает методику их запоминания (для этого и нужно снование) и переноса в мир обычного состояния ума. Ведь всем нам знакомо состояние в котором сон быстро забывается и, то в котором мы запоминаем сновидение надолго. То, что нойда видит с закрытыми глазами подтверждает это. Но кроме того, это видение при закрытых глазах похоже на описание видений людей, которые пережили состояние клинической смерти. (Главная особенность всех отчётов в том, что человек видит всё происходящее вокруг него как бы со стороны. Он видит больничную палату себя и врачей со стороны). Т.е. колдун владеет техникой вхождения в состояние, которое имеет сходство с клинической смертью. Перед камланием шаман сутки постится. Во время камлания длительная иступлённая "пляска" завершается внезапным падением, после которого нойда лежал неподвижно, напоминая мёртвого. Это оцепенение продолжалось около часа. Никому не позволяли приближаться к лежащему шаману, отгоняя от него даже мух. Во время камлания у шамана появлялось внутреннее зрение , а при оцепенении он вступал в общение с духами и совершал путешествия в иные миры. (4).

При клинической смерти мозг перестаёт снабжаться кровью, что приводит, с одной стороны, к полной неподвижности, а с другой, к появлению необычных форм восприятия. Очевидно, что отвечают за то и другое разные отделы мозга. По-видимому шаманы обладают способностью избирательно воздействовать на кровоснабжение определённых участков собственного мозга, и вызывают у себя в бессознательном состоянии камлания полный или частичный спазм на определённых участках головного мозга. В это же время в организме колдуна интенсивно вырабатываются эндорфины и те группы гормональных веществ, которые приводят к анастезии болевых ощущений. Выработка внутри организма веществ, которые изменяют гормональный и иммунный баланс скорее всего и приводит к переходу колдуна в изменённое состояние сознания и появлению необычных способностей. Здесь наблюдается определённый параллелизм с индийской йогой, которая путём сложных дыхательных, физических и ментальных упражнений тоже вызывает как спазмы сосудов мозга, так и направленные микрокровоизлияния. Тем самым йоги открывают те участки мозга (взамен выключенных), которые у обычного человека не задействованы в сознательной работе мозга. Как тут не вспомнить те веды в которых говорится о стране где полгода длится день и полгода ночь, не вспомнить о горе Сумеру, что венчает Север посреди океана.

То, что вся шаманская техника действенна видно на примере реанимационной работы во время клинической смерти. Этот интересный случай описывает один из долган М.А.Попов. Дело происходило в тёмную пору в посёлке Волочанка. Был очень сильный мороз. К Попову зашёл нганасан Б. Он был сильно навеселе. Они поговорили и нганасан ушёл, сел на нарту и поехал к своему чуму, что стоял вдали от посёлка. Прошло несколько часов, когда Попов выйдя из дома увидел приближающуюся упряжку оленей. Обнаружилось, что это - упряжка Б., а сам он, засыпанный снегом лежит на нарте. Подошёл брат Б. и с хозяином внесли пострадавшего в дом. Сам Попов рассказывает, что он очень испугался, так как Б., был совершенно мёртв, пульса не было, дыхания тоже. Брат умершего быстро сбегал в соседние чумы и привёл с собой одного нганасана рода Менанчар и его сестру. Вдвоём мужчины положили Б. между собой на нары балка, сняли с замёрзшего парку и начали громко петь песни и поводить при этом плечами, подталкивая Б. весьма основательно с двух сторон. Женщина била в бубен и подпевала им. Через какое то время Б. Громко вздохнул, потом начал с закрытыми глазами двигать плечами (все продолжали громко петь), затем сел и стал подпевать открыв глаза. Двое также сели, и некоторое время все вместе продолжали пение.

Попова очень часто спрашивали и переспрашивали о правдивости этого рассказа и всегда он подтверждал реальность этого события. А особо настырным предлагал пощупать пульс и послушать дыхание у спящего или находящегося в обмороке. Кроме того подобные описания можно найти и у других этнографов. Нганасаны, которые участвовали в реанимации, никогда не считались шаманами. Здесь следует отметить, что до сих пор мы говорим в основном лишь о посвящённых шаманах, так сказать профессионалах. Но существует очень много и непосвящённых - это те кто в случае нужды может оказать помощь в рамках традиции. И именно широкое использование этих методов обычными людьми, больше убеждает в реальности шаманских техник, чем самые скрупулёзные исследования. Для них это тоже самое, что для европейца дать больному аспирин. И никто не поставит под сомнение действие аспирина, на том основании, что его назначал не врач.

Напоследок приведу цитату из "Игры в бисер" Г.Гессе, которая удивительно точно передает мир и ощущения этих удивительных людей.

"Иногда бывали такие состояния погоды, такая напряженность воздуха и тепла, облачности и ветров, такие запахи воды, земли и пыли, такие угрозы или обещания, причуды и капризы демонов погоды, которые Слуга предчувствовал и ощущал всей своей кожей, волосами, всеми своими чувствами, и поэтому ничто не могло ни поразить, ни разочаровать его, он впитывал в себя погоду и носил ее в себе так глубоко, что уже был в силах повелевать тучами и ветром: конечно не по своему произволу, не по своему усмотрению, а именно вследствие этого союза с природой и связанности м нею, которая совершенно стирала грань между ним и всем миром, между внутренним и внешним. В такие минуты он мог самозабвенно стоять на месте и слушать, самозабвенно замирать на корточках и не только чувствовать всеми порами тела каждое движение воздуха и облаков, но и управлять ими и воссоздавать их, подобно тому как мы можем пробудить в себе и воспроизвести хорошо знакомую музыкальную фразу. И тогда, стоило лишь ему задержать дыхание, как ветер или гром смолкали, стоило ему склонить голову или покачать ею, как начинал сыпать или прекращался град, стоило выразить улыбкой примирение борющихся сил в собственной душе, как наверху разглаживались складки облаков, обнажая прозрачную, чистую синеву. Порою, будучи в состоянии особенно ясной просветленности и душевного равновесия, он ощущал в себе погоду ближайших дней, предвидя ее точно и безошибочно, словно в крови у него была запечатлена вся партитура, по которой она должна разыграться. То были самые лучшие дни его жизни, в них были его награда, его блаженство.

В счастливые дни его мало видели дома, он подолгу бродил под открытым небом, ловил рыбу, охотился, скал коренья, лежал в траве или забирался на дерево, нюхал воздух, прислушивался, подражал голосам зверей, разжигал маленькие костры, чтобы сравнить клубы дыма с формой облаков на небе, пропитывал волосы и кожу туманом, дождем, воздухом, солнцем или лунным светом, попутно собирая как это делал всю жизнь его предшественник и учитель Туру, такие предметы, в которых суть и внешняя форма, казалось принадлежали к различным сферам, в которых мудрость или каприз природы словно приоткрывали свои правила игры и тайны созидания, предметы, в которых самое отдаленное сливалось воедино, к примеру, наросты на сучьях, похожие на лица людей и морды животных, отшлифованную водой гальку с узором, напоминающим разрез дерева, окаменелые фигурки давно исчезнувших животных, уродливые или сдвоенные косточки плодов, камни в форме почки или сердца. Он умел прочитать рисунок жилок на древесном листке, прозревая при этом нечто таинственное, одухотворенное, грядущее, возможное: магию знаков, предвестие чисел и письмен, претворение бесконечного, тысячеликого в простое - в систему и понятие. Ибо в нем были заложены все эти возможности постижения мира с помощью духа, возможности, пока еще безымянные, не получившие навания, но отнюдь не неосуществимые, не немыслимые, пока еще скрытые в зародыше, в почке, но свойственные ему, органически в нем растущие.

Еще лет 15 назад о посвящении в шаманы говорить было неудобно даже родственникам. Ведь оно делалось больше для того, чтобы человека перестала преследовать «шаманская болезнь». А сейчас настоящий бум на этих служителей культа. Кто из них настоящий, кто псевдо, уже трудно разобрать.

Псевдошаман

И вправду, как верить тому, кто в жизни нигде толком не трудился, и вдруг, став шаманом, отгрохал себе хоромы, которым позавидовал бы бизнесмен средней руки. Или однокласснику, который никогда не верил ни в бога, ни в черта, но объявил себя великим шаманом и потребовал от друзей детства всяческого уважения к себе.

Своего однокашника Баира мы называем псевдошаманом. В деревне все знают, что до седьмого колена у них в роду не было таких людей. Сначала он много пил, потом оказался у шаманов помощником в роли «унеси - поднеси». Наверное, насмотрелся, как они зарабатывают деньги, и решил стать одним из них. Родители Баира забили скотину, чтобы купить ему специальную одежду, оплатить его так называемым учителям за то, чтобы они провели обряд посвящения. Мы спрашивали у друга, почему стал шаманом. А он в ответ: «Духи просят закурить». С этим ли связано, не знаю, но посетители приносят ему, кроме молока и сладостей, дорогие сигареты. Сам он почти не курит, поэтому часто эти сигареты отдает нам, - рассказал житель одного из районов республики Алексей.

По его словам, односельчане не обращаются к Баиру, не верят в его дар. Но все же у него есть своя клиентура - приезжают из других сел.

По рассказу Алексея, его одноклассник не болел «шаманской болезнью».

Клиенты психиатров

Многие считают, что настоящий шаман обязательно проходит через «шаманскую болезнь».

Она проявляется по-разному. Вроде нормальный человек, а как будто потерял ориентир в жизни. Расстался с семьей, запил, дрался, получал травмы. Иногда начинал городить всякую ерунду, - говорит психиатр Александра Дроздова. - Со стороны кажется, что у него «крыша поехала». Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому как состояние, условно именуемое «шаманской болезнью», по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. Особенно в советские годы многие из них стали клиентами психиатрических больниц. Сейчас хороший шаман может сразу распознать у человека признаки «шаманской болезни» и наставить его на путь истинный.

«Ко мне вернулись силы»

Оказывается, трудности в шаманском становлении испытывали многие кандидаты в служители культа.

Недавно на своей странице в Facebook в прошлом известный в Бурятии общественник Булат Шагжин, пару лет обосновавшийся в Америке, написал, что начинает вести прием в качестве шамана. Он рассказал, что для него это был тяжелый выбор, к которому шел долгие годы. Оказалось, что все у него началось в детстве.

Угадывал, что скажут люди по радио в прямом эфире, дядя таскал меня на лотереи, чтобы выигрывал, видел духов… Были постоянные головные боли и хронические болезни. При этом учился на «отлично». Шаманы и шаманки говорили, что стану большим ламой или шаманом. В итоге я стал программистом, потом методологом компании 1С в Москве, - откровенно рассказал он друзьям.

Булат поведал, что в Москве успешно занимался бизнесом, но в 27 лет переехал в Бурятию и заболел.

Кружилась голова. Я не мог ходить, спать, было очень плохо. Закрываешь глаза и будто улетаешь. Так было две недели. Ездили на диагностику. Смотрели мозг, нервы. Врачи сказали, что здоров, - так описывает свое состояние Булат.

Все у него прошло, когда с ним провели обряд принятия в ученики шамана и, по сути, в шаманы.

А потом Булат отказался от своего дара, потому что, по его словам, ему тяжело было говорить человеку то, что не хотелось ему самому. И за это духи его ругали. А один сильный шаман предупредил его, что закрывает на время, только до 36 - 37 лет.

Сегодня я рад, что силы вернулись ко мне. Может, потому что пришло время. Может, потому что понял, что тяжело жить без ориентира, - откровенно признался он.

Булат уже открыл юрту, и, как он выразился, «упражняется» на знакомых.

«Лезут эти черти»

«Шаманскую болезнь» нельзя игнорировать, считает Елена, дочь шамана.

Многие не хотят становиться шаманами, потому что это тяжело для психики - постоянно слышать постороннее, видеть каких-то духов. Но отказ может отразиться на близких людях. У них могут закрыться дороги, что-то не получаться, - говорит она.

Сама же Елена окончила вуз, родила сына, работала. Но в одно время стала видеть потусторонний мир.

Было очень страшно. Особенно когда ночью встаёшь в туалет, а к тебе лезут эти черти. Однажды мы приехали домой. Я вышла из машины открыть ворота. Было тепло и спокойно. Муж только собрался загонять машину, и одна сторона ворот закрылась. Это маленький чертенок закрыл. Начала материться, чтобы он убежал, и ворота открылись сами. Муж был в шоке, - поведала Елена.

Вера в предков

Ульяна Раднаева - автор трех книг об основах шаманизма и двух шаманских календарей. Только в «ВКонтакте» у нее более 10 тысяч подписчиков. Многие из них испытывают легкий шок, узнав, что Ульяна еще общественник и политик. Ведь она возглавляет молодежное крыло «Единой России» в Иволгинском районе, а в июне участвовала в праймериз по выбору кандидатов от партии власти в кандидаты в депутаты республиканского парламента.

Если разобрать всё на составляющие, то для меня основная моя деятельность - это психология (являюсь магистром психологии). Конечно, здесь работа идет рядом с религиозно-духовной составляющей - шаманизмом. Они связаны. А есть еще одна составляющая - общественно-политическая деятельность, к которой пришла через пропаганду бурятского языка, традиций и культуры своего народа. Так что никаких противоречий нет, напротив, одно другое дополняет. У меня нет учеников, есть последователи и читатели. Шаманизм для меня - это вера предков, - объясняет Ульяна.

По ее словам, к шаманизму она пришла, как и большинство шаманов, через «шаманскую болезнь», которой страдала с детства.

Бизнес на просьбах

Однако многие считают так: что ни семья, то свой шаман. Но больше людей возмущает то, что на людских бедах некоторые шаманы делают деньги. Да и само посвящение в шаманы стоит немалых расходов, начиная с приобретения атрибутов - бубна, ножа, чёток. Но кто-то идет на все и даже проходит несколько посвящений.

По мнению Булата Шагжина, все, что сейчас творится с появлением множества шаманов, не больше как бизнес.

Эффект есть от обрядов, но не в том, что они стали шаманами. Еще сказано, что когда небожителям подносятся шкура, кости, голова барана, а сами едят мясо, пьют водку, дают шаману 30 - 80 тысяч, это называется ставить бога ниже шамана. Все это бизнес. В бизнесе нет ничего плохого, но многие вещи делать нельзя, если это касается духовного, - высказался новоявленный шаман Булат.

Бум на шаманов

Шаманский дар, как утверждают сами служители культа, передается по наследству. Только в обществе почему-то все больше вопросов к тем, кто называет себя шаманом. И все из-за того, что их стало очень уж много, а услуги стоят дорого.

Тем, кто часто обращается к ним, советуют: уж если вы решили идти на прием к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности.

В глухой бурятской деревне, недалеко от Гусиного озера, в старом доме несколько дней лежал без чувств молодой человек. Два старика рвали на части его тело, драли железными крючками, очищали кости, пускали кровь, выдирали глаза из глазниц...

Нет, это не кадры из фильма ужасов и не заседание клуба маньяков, глумящихся над жертвой. Речь идет об обряде посвящения в шаманы, который по сей день практикуется в Бурятии, Якутии, Хакасии, Туве, на Алтае. Обряд занимает от трех до семи дней. Кандидат в шаманы сначала «умирает», а затем «воскресает» в новом образе. Самый жуткий момент - церемония «расчленения».

Конечно, никто не издевается над беззащитным человеком, вся процедура носит символический характер. Но тот, кого готовят к этой нелегкой «должности», действительно все время лежит в уединении в специальном месте, куда посторонним вход воспрещен. Ему не позавидуешь: голова бедняги раскалывается от боли, ему мерещатся какие-то видения, слышатся голоса, во время сна одолевают кошмары. Но от этого никуда не деться - невозможно стать шаманом без того, чтобы не переболеть так называемой шаманской болезнью.

Шаманы всегда считались посредниками между духами и людьми. Эти колдуны своим умелым заступничеством избавляли людей от недугов, дурной наследственности, проблем в личной жизни. Но шаман шаману рознь. Некоторые могли действовать и во вред человеку: «заражали» недугами, насылали проклятия, а иногда умерщвляли, «съедали» человека. В зависимости от того, какие дела творят шаманы - добрые или злые, они делятся на «поедающих» и «дающих». В старину это разграничение обязанностей соблюдалось особенно строго.

Так или иначе, шаман никогда не получает свой дар просто так, за красивые глаза. Дар нужно заслужить. Многие становятся шаманами, наследуя свой дар от деда, бабки, тетки, реже от отца или матери. Такие шаманы называются родовыми. Если шаманский род прерывается, это большая трагедия. Тогда шаманы ищут среди окружающих того, кому можно передать свой дар. Лучший кандидат - ребенок, родившийся в рубашке.

Из таких детей, считают шаманы, получаются самые даровитые и перспективные ученики. Если ребенок был полностью в рубашке - из него получится великий колдун. Если рубашка закрывала его тело наполовину - из такого выйдет средний шаман. Из рубашки вырезали небольшой овал, натягивали его на каркас и получали бубен. Этот бубен подвешивали над люлькой ребенка. Когда малыш подрастал, бубен зарывали в землю.

Виктор П. не принадлежал к шаманьему роду-племени. Его отец-бурят всю жизнь ходил на лодке по Байкалу - ловил рыбу, коптил ее, сушил, солил и сбывал торговцам-перекупщикам. А вот мать принадлежала к редкой, исчезающей национальности-к тофаларам. В России их не больше 700 человек. Предки матери вели кочевой образ жизни в глухих таежных урочищах Саян, разводили оленей. Мать в детстве от родственников слышала, что кто-то из ее дальней родни шаманил. У тофаларов существовал культ черепов - им они поклонялись, их вышивали на своих одеждах и на повязках, которыми повязывали голову. Уже взрослым Виктор понял, что черепа в качестве украшения на одежде служили его предкам-шаманам защитой от злых духов. Сама мать Виктора к колдовству не имела никакого отношения, разве что колдовала всю жизнь над плитой - у него было два брата и одна сестра.

Виктор был старшим ребенком в семье. Отец предполагал, что ему он передаст все свои знания и умения, и уже с раннего детства брал парнишку с собой «в рейсы». Но однажды в их деревне объявился шаман...

В бурятских деревнях уклад жизни со временем изменился - цивилизация и сюда привнесла свои коррективы, но многое осталось как прежде. В селах люди живут бок о бок и знают друг о друге почти все. И когда в их деревне появился чужой человек, весть об этом быстро разнеслась по всем домам. Говорили, что чужак - непростой человек, а шаман, пришедший сюда с Саянских гор. Он обошел немало мест в поисках того, кому бы мог передать свой дар. Но никто не годился для такой важной миссии. И вот его выбор пал на Виктора - мало того что мальчик родился в рубашке, так еще и по материнской линии он считался тофаларом.

А шаман был как раз этого редкого роду-племени. Когда старик услышал об этом, его прямо затрясло. Он захотел увидеть мальчика и поговорить с его родителями.

Вите тогда едва исполнилось 15 лет. Когда шаман появился в их доме, отец закрылся с ним в одной из комнат и о чем-то долго разговаривал. Много лет спустя Виктор узнал, что отец был категорически против того, чтоб его старший сын занимался колдовством. Но авторитет старого шамана на Байкале был такой большой, что отказать ему мог только безумец. Отцу пришлось повиноваться воле старика. С тех пор жизнь Виктора полностью изменилась.

Рубашки, в которой Виктор родился, у него давно не было. Но это не остановило шамана. Старик позвал мальчика за собой, и тот навсегда ушел из дома. Отныне Виктора стали звать адацла сама - «сделанный из кусков», «надставленный». Любой опытный шаман знает - так называют тех, кто получил свой дар не по наследству. Из таких обычно получаются не самые сильные шаманы, но наставник постарался передать своему ученику все, что знал. И со временем Виктор стал очень сильным шаманом и получил новое имя - Шагай.

Виктор присутствовал при обрядах своего учителя, видел, как он поднимает на ноги больных, вселяет в людей надежду, находит без вести пропавших, читает по звездам судьбу, гадает по линиям руки.

Дар шаманства никогда не достается легко. Каждый, кто вступил на этот тернистый путь, заболевает особой, шаманской болезнью. Иногда она длится несколько недель, а иногда и несколько лет. Старик шаман убеждал Виктора потерпеть: чем дольше тот будет мучиться, тем сильнее станет.

Виктор «болел» долго - четыре года. Большую часть времени он провел в одиночестве, как оно и требовалось по старой шаманской традиции. В это время Виктор учился управлять своими эмоциями и телом. Со стороны такой человек кажется странным - он ведет себя как сумасшедший. Мотивы его поступков непонятны, речь несвязна, действия несогласованны. Чтобы усилить приступы болезни, будущий шаман искусственно вводит себя в состояние экстаза, используя самовнушение, напрягая волю, а зачастую применяя галлюциногены. Это могут быть галлюциногенные грибы или особые травы.

В таком состоянии будущий шаман может не спать по нескольку суток, не есть, не пить, с ним случаются припадки. Откуда у него берутся силы, непонятно. Тем не менее некоторые «кандидаты» показывают чудеса выносливости: поют, танцуют, охотятся в тайге, рыбачат. С Виктором происходило нечто подобное, но что именно - он не помнит. Ему рассказывали, что однажды он упал замертво на кровать, и тогда к нему пришли опытные шаманы. Сначала они подвергали его «пыткам» и «истязаниям» - чтобы его душа покинула тело и улетела в потусторонний мир. Этот момент - самый важный во время рождения нового шамана. Он означает, что шаман «заключил с духами договор» - установил связь, и теперь может камлать - ворожить. Говорят, в такой момент шаман видит - словно со стороны - собственную мать-душу. Такое случается только дважды в жизни. Первый раз - во время его духовного рождения и второй - во время смерти.

После обряда инициации, когда шаман приступает к своим прямым обязанностям, все симптомы странной болезни уходят навсегда. Это означает, что шаман исполнил свое призвание и отныне живет в согласии с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Как стать шаманом

Как становятся шаманом? Обычно люди посвящаются шаманизм тремя путями: либо они слышат зов; либо их выбирают и тренируют старшие шаманы-часто после того, как избираемые пережили несчастный случай или тяжелую болезнь; либо они наследуют эту роль от своих родителей. Каким бы образом они ни избирались, традиционно шаманы должны пройти длительную подготовку и подвергнуться суровому ритуалу посвящения.

В этой книге мы не предлагаем вам становиться шаманом, подвергаясь тяжким испытаниям и посвящая долгие годы учебе. Шаманские техники могут успешно использоваться обычными людьми для своего духовного обогащения и жизненных успехов.

Активное использование шаманских способностей – это не панацея от всех проблем. Шаманизм не устраняет препятствия в вашей жизни. Шаманизм поможет вам решать проблемы с меньшим трудом и лучшими результатами, но для необходимого результата все равно требуются действия с вашей стороны.

К примеру, шаманы в племенах могут помочь охотникам определить место нахождения стада. Но знание этого не исключает опасности охоты или работы по освежеванию животных и приготовлению пищи.

Вы можете пользоваться своей шаманской силой для того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Но очутившись там, вы должны расчитывать на свою сноровку и способность, но то оружие, которое вы обрели, поможет вам преуспеть и облегчит работу.

Что отличает шамана от остальных членов общины? Что составляет силу шамана? Что такого особенного известно шаманам, что они могут так талантливо исцелять и бороться с превратностями жизни? Давайте выберем момент, чтобы коснуться некоторых особенностей и мнений. В последующих главах мы более детально рассмотрим вопрос о том, как вы можете начать развивать эти качества в себе.

Из книги Секреты шаманизма автора Стивенс Хосе

Kaк стать прозрачным Для защиты в трудных ситуациях шаманы могут стать прозрачными или изменить форму. Шаманы часто меняют внешность или маскируются для того, чтобы избежать нежелательного внимания. Это кажется очень загадочным трюком, но на самом деле – это очень

Из книги Курс начинающего волшебника автора Гурангов Вадим

НОВОГОДНИЙ ТАНЕЦ ИЛИ «КАК СТАТЬ ШАМАНОМ» Я начал осваивать симоронский танец, но проверить его легендарную силу на какой-либо трудной проблеме пока не удавалось. Подходящий случай представился в новогоднюю ночь, исполненную всяких тайн, загадок и чудес.По комнате плавал

Из книги Неведомое путешествие за пределы последнего табу автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Последняя лекция автора Пауш Рэнди

Как стать оптимистом После того как я узнал о своем диагнозе, один из врачей дал мне полезный совет. «Очень важно, - сказал он, - вести себя так, словно жизнь кончится очень скоро».Но я уже так и жил.«Доктор, я только что купил новый кабриолет и сделал вазэктомию. Чего еще вы

Из книги Как легко бросить курить и не поправиться. Уникальная авторская методика автора Миркин Владимир Иванович

Из книги Жизнь в равновесии автора Дайер Уэйн

Из книги Свое лицо, или Формула счастья автора Алиев Хасай Магомедович

Из книги Главная книга о счастье и благополучии автора Виилма Лууле

Как стать счастливым У меня часто спрашивают: как стать счастливым? Отвечаю: «Для этого нужно стать человеком».Что значит - стать человеком? Ведь мы и так люди.Быть человеком - значит придерживаться своей половой роли. Мы являемся на свет мужчиной либо женщиной - по

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Исцеление мыслью автора Васютин Васютин

Как не стать «грязной»? Девушка бывает вынуждена подчиниться социальным императивам и пойти на компромисс с собой, со своим внутренним запретом. Она выходит замуж, рожает детей, но не позволяет прикоснуться к тому, что для нее является "грязным" - сексуальному

Из книги Принцип денег. Секретная практика управления реальностью автора Смирнов Антон

Как стать «МОГУчим»? Главный принцип саморегуляции таков: человек постепенно отказывается от установок типа: «Не могу!» и переходит к установке: «Если у меня что-то не получается, то на самом деле я этого не хочу!» То есть очень многие люди не добиваются чего-либо именно

Из книги Слова-лекари. Большая секретная книга славянских знахарей автора Тихонов Евгений

Из книги Сбыча мечт. Обучись искусству достигать всего, чего хочешь автора Колесов Павел

Из книги Незаменимый автора Годин Сет

Из книги Микрорешения. Проверенный путь к достижению больших целей автора Арнольд Кэролайн

Из книги автора

Стать организованней Мое решение казалось конкретным и выполнимым гораздо проще, чем желание избавиться от лишнего веса. Я была полна энтузиазма и решительности. Купила органайзеры, где были отдельные рубрики, что надо оплатить и что оплачено, что надо подшить в папку и

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама